Польза детского сада для ребенка

Время чтения: 7 минут

Бывает так, что вопрос «отдавать в детский сад или не отдавать» вообще не стоит перед родителями. Мама выходит на работу, бабушки не готовы взять на себя ежедневную заботу о ребенке или живут на другом конце страны, няня не по карману… Тут уж не до гамлетовских вопросов, найти бы место в детсаду поближе к дому. Другое дело – если нет никаких проблем с организацией домашнего воспитания вплоть до самой школы. Казалось бы, зачем нужен детский сад, если и мама дома, и бабушки соревнуются за право помочь в воспитании внука? Тем не менее, современные психологи все же рекомендуют подобрать садик для ребенка.

Польза детского сада для ребенка

В ряде стран «киндергарден» – обязательный этап в образовательной программе. Правда, речь идет о подготовительной группе, в которую ходят перед поступлением в школу. Иногда ее называют нулевым классом. Такая система существует, к примеру, в США. А во Франции дети должны ходить в садик с трех лет – считается, что это помогает лучше подготовиться к школе.

В России дошкольное воспитание – это опция, которую родители могут как выбрать, так и «отключить». Какие же аргументы в пользу выбора этой опции? Что детский сад дает ребенку?

СОДЕРЖАНИЕ

5 важных причин отдать ребенка в детский садик

Основные причины для такого решения – это развитие социальных навыков, повышение самостоятельности, подготовка к школе (в том числе психологическая), образовательные программы и… защита от гаджетов.

Итак, что получит ребенок в детском саду:

Социализацию, развитие социального и эмоционального интеллекта

Конечно, определенный уровень социальных навыков дети могут получить и в центрах раннего развития, и на игровой площадке, и во дворе (вот только много ли сейчас ребятишек во дворах по сравнению с былыми эпохами?). Но, как показывает практика, этого обычно недостаточно. Современному ребенку, даже если он часто гуляет на площадке, труднее завести постоянных друзей, чем это было двадцать лет назад. Коллективные игры вообще практически невозможны. Взаимодействие со взрослыми, как правило, ограничивается узким кругом родственников и друзей семьи. «Домашние» дети редко оказываются в больших коллективах, а оказавшись в таковых – теряются, пугаются.

В детском саду ребенок постоянно общается с детьми и взрослыми, учится навыкам общения и конструктивного взаимодействия (многие только в садике понимают, что капризы и истерики – не лучший способ добиться желаемого), участвует в сюжетно-ролевых играх (то есть изучает различные социальные сценарии), получает навыки командной работы, может даже проявить лидерские качества. Все это складывается в понятие социального интеллекта, который играет большую роль во взрослой жизни. Развивается и эмоциональный интеллект – способность понимать эмоции других людей и контролировать собственные.

Самостоятельность

В детсаду дети быстрее учатся себя обслуживать, приучаются к порядку – например, убирают за собой игрушки. Для детей, у которых дома царит атмосфера гиперопеки, детский садик – это то, что психолог прописал. В садике нельзя бросить в один угол совочек, а в другой – ботинок, ожидая, что мама или бабушка поднимет (а точнее, вообще об этом не задумываясь). Если вас страшат истории в блогах о том, что десятилетний ребенок не может сам налить себе воды или завязать ботинки – пожалуй, не стоит игнорировать преимущества детсадовского воспитания.

Подготовку к школе

Разумеется, читать, писать и считать можно научить ребенка дома. Но школа – это не просто то место, где чему-то учат. Это сложный социальный институт, где ребенок сталкивается с правилами, понятием дисциплины, авторитетом взрослых, и, опять же – с коллективом. «Домашние» дети, никогда не ходившие в садик, оказываются в настолько непривычной среде, что это нередко отзывается сильнейшими стрессами и физиологическими сбоями.

В садике ребенок привыкает к режиму, учится концентрироваться на занятиях, становится более дисциплинированным. Занятия в ДОУ, особенно в старшей группе, – это «лайтовый» аналог школьных уроков. Адаптация в школе у детсадовцев проходит намного легче. Это не говоря уж о том, что сами по себе класс с большим количеством детей и учитель, который вовсе не похож на тетю с подарками, не становятся для первоклассника чем-то вроде инопланетян. «Первый контакт» уже состоялся – в детском саду. Ребенок уже умеет общаться со сверстниками и педагогами, поэтому в целом готов к школьной жизни.

Интенсивно развитие

Исследования показывают, что в детских садах дети развиваются быстрее. Несомненно, садик садику рознь, и не в каждом есть уроки английского или хореографии. Возможно, дома вы даже больше дадите конкретных знаний. Но есть одно «но». Образовательная программа в садике – системная. Развитие детей проводится по программам, разработанным педагогами и психологами, с учетом возрастных особенностей.

Программы, особенно в «продвинутых» садиках, многогранные – это не просто изучение букв и цифр, а широкий набор развивающих игр и упражнений. Современные программы нацелены на развитие логического, творческого и музыкального интеллекта, крупной и мелкой моторики, различных когнитивных навыков. Уделяется внимание и физическому развитию детей.

А еще в детсадовском обучении есть место соревновательности и сотрудничеству, чувству победы, признанию достижений. И то, и другое очень важны в школьной жизни и взрослой карьере. Кроме того, нарабатываются навыки дисциплины и системного обучения: хотя в современном садике занятие короткие и в игровой форме, но это все равно периоды сконцентрированного обучения.

Вместо гаджетов – реальную жизнь

Пятый аргумент стал особенно актуален в последнее десятилетие, когда у многих родителей, к сожалению, «домашнее воспитание» сводится к планшетам, телевизорам и смартфонам. В садиках тоже смотрят мультики, иногда даже применяют виртуальные доски. Но в детсаду ребенок точно не будет с утра и до вечера сидеть, уткнувшись в экран, и истерически вопить при попытках отобрать гаджет.

Но главное даже не в том, что детям не дают «символы прогресса». А в том, что у них и без гаджетов есть чем заняться! Причем занятия эти увлекательные, развивающие и могут стать основой хобби, которым ребенок будет увлечен и в последующие годы. Садик показывает интересные альтернативы виртуальной вселенной. Чем больше «реальных» занятий в детском возрасте – тем меньше риска цифровой зависимости в более старшем возрасте.

Еще аргументы?

Что ж, можно и еще! Вот для чего еще нужен детский садик:

  • Для повышения иммунитета. Многие дети в первые месяцы в детском саду часто болеют – это естественная составляющая адаптации. Но если ребенок никогда не ходил в садик, то этот адаптационный механизм запустится на пороге школы. Вы же не хотите, чтобы первоклассник проболел всю первую четверть или две?
  • Чтобы легче сепарироваться от родителей. Это тоже часть взросления и социализации. Первоклассник, которого страшат несколько часов без мамы и который плачет у дверей класса – печальное зрелище.
  • Чтобы выяснить, что заначит слов «надо». Узнать, что означает это слово, дома почему-то получается не у всех.
  • И чтобы понять: мир не всегда мгновенно реагирует на слово «хочу». Иногда вообще не реагирует. Некоторые дети об этом узнают лишь в школе или в садике. Лучше – пораньше, тогда в школе будет проще.
  • Чтобы не было скучно, чтобы завести друзей. В 3 года малыш начинает остро нуждаться в общении со сверстниками, причем это касается даже детей-интровертов.
  • Чтобы играть в коллективные игры и участвовать в массовых мероприятиях. Взять хотя бы подготовку к Новому году в садике – ведь здорово же!

Гармоничное развитие

Если попытаться в одной фразе объединить все положительные эффекты от пребывания в ДОУ, можно сказать, что детский садик способствует гармоничному развитию личности. 

В хорошем садике – насыщенная культурно-образовательная программа, уделяется внимание закалке и физическому развитию. Ребенок обретает социально-бытовые навыки, учится эффективно взаимодействовать с другими людьми, адаптируется в обществе, готовится к школе. У него появляются увлечения, он больше узнает о мире. В его жизни становится меньше «хочу» и больше «надо», что говорит о взрослении.

Наконец, в садике интересно! Причем без гаджетов. А это сейчас очень важно – показать ребенку, что можно с увлечением жить и играть не только в виртуальной реальности, но и во вполне обычной.

Детский сад полезен не только для детей. Большинство родителей водят туда малыша в связи со своей занятостью. В этом случае они выбирают учреждение с полным днем пребывания в котором ребенок будет не только накормленным и выспавшимся. В детском саду Heritage School малыш будет развиваться на 360 градусов, приобретать навыки 4К, узнавать о важных человеческих ценностях и расти ответственным юным лидером.

Хотите получать полезный контент про воспитание и обучение детей?
Подпишитесь на нашу рассылку (без спама и рекламы)

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.