Оценки и знания – насколько однозначна прямая взаимосвязь между этими понятиями? Успешные троечники и отличники-неудачники не такое уж редкое явление в нашей жизни. Так стоит ли ругать ребенка за плохие оценки? Разбираемся, насколько важны отметки в школе, и что делать, чтобы развить у ребенка мотивацию учиться хорошо.
Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы не радовался и не гордился, если его ребенок учится хорошо. Мамы и папы успешных в школе детей не сомневаются – отличная успеваемость гарантирует место в престижном вузе и даёт уверенность в карьерных перспективах!
А вот с родителями троечников всё немного сложнее – кто-то мыслимыми и немыслимыми способами старается "подтянуть" ребенка, нанимая дорогостоящих репетиторов и меняя одну школу за другой, а кто-то занимает позицию "оценки – это не главное, еще не известно, кто больше преуспеет в жизни" и спокойно плывет по течению, не хватая звезд с неба.
Так важны ли школьные оценки? Всегда ли они отражают реальный уровень знаний по предмету? И стоит ли паниковать, если школьный дневник пестрит двойками и замечаниями?
С вами Mr. Great, школьный отличник в прошлом и осознанный папа в настоящем, и сегодня мы обсуждаем значимость хороших оценок в современном образовании!
СОДЕРЖАНИЕ
- На что влияют оценки в школе
- Зарубежный опыт
- Как мотивировать ребенка, если учеба не дается
- Что важно, если оценки не главное
На что влияют оценки в школе
Получать оценки в российской школе дети начинают уже в младших классах. Первоначально оцениваются не знания, а аккуратность, хороший почерк, умение прилежно вести себя на занятиях.
Каким образом подобное оценивание влияет на детей? С одной стороны, ребенок получает необходимые ориентиры, знакомится с ожиданиями преподавателей и родителей, осознает соответствие собственных умений и поведения признанным эталонам.
С другой стороны, уже в столь юном возрасте ученик неизбежно занимает определенное место в иерархии класса. Ребята с хорошей успеваемостью получают признание педагогов и одноклассников. А вот те, кому нелегко дается правописание, дети, не отличающиеся усидчивостью или не способные концентрироваться на задаче длительное время, скорее всего, удостоятся ярлыка отстающих. И это обычные дети, возможно, даже одаренные в тех или иных сферах!
Сложившуюся в младших классах диспозицию крайне сложно поменять, поэтому очень важно серьезно отнестись к тому опыту, который ребенок получит в начальной школе!
Как найти баланс? Отказаться от оценок? Дифференцировать систему оценивания? Образовательные системы в странах мира по-разному подходят к этому вопросу.
Зарубежный опыт
Оценка знаний отражает понимание ребенком учебного материала и умение применять полученные знания. Но, согласитесь, оценку "хорошо", полученную круглым отличником и заядлым троечником, нельзя сравнивать. Для первого – это регресс и, возможно, недостаточно серьезное отношение к задаче, а для второго – успех и улучшение показателей, ради которых, вероятно, ученик приложил немалые усилия. В российской образовательной системе эти нюансы не учитываются. А вот в системах оценивания в Великобритании и США показателю прикладываемых усилий, так называемому Effort, уделяется большое внимание. Effort оценивают наряду с успеваемостью! На мой взгляд, такая система не только дает более полную картину успеваемости учащегося и позволяет отметить успехи и старания ученика, но и заставляет преподавателей более чутко и внимательно подходить к оцениванию!
Не менее интересна и финская модель! В Финляндии дети до 12 лет вообще не получают оценок! Считается нормальным прогрессировать в своем темпе и не зацикливаться на полученных баллах. Задача школы – научить детей учиться, а двойки, тройки и пятерки в младшей школе не важны! Первостепенное значение придается усвоенным знаниям и навыкам – дважды в год родители получают подробный отчет, отражающий то, чему ребенок научился за полугодие. Система образования в Финляндии признана одной из самых успешных в мире (согласно рейтингу PISA), и я уверен, что не последнюю роль в этом сыграл и подход к оцениванию учеников!
Японские учителя, оценивая письменные работы, выделяют правильные ответы кружочками. А в качестве комплимента могут нарисовать в тетради цветок! Вот такая оценка! Мило, правда? Формальное оценивание – интимный процесс, прилюдно успеваемость японских школьников не обсуждается. Интересно, что система оценивания – 100-балльная, а до 4-ого класса японцы, как и финские школьники, не сдают никакие тесты или экзамены, помимо основных предметов, детей учат вежливости, нормам поведения, прививают навыки работы в группе и стимулируют интерес к познанию мира.
Отсутствие оценивания, возможно, несколько расхолаживает детей, но однозначно способствует их психологическому комфорту и помогает избежать душевных травм.
Как мотивировать ребенка, если учеба не дается
Заработав репутацию троечника, очень сложно заставить себя учиться: предвзятое отношение преподавателей, насмешки одноклассников и разочарование родителей не способствуют мотивации. Что же делать? Как помочь ребенку поверить в себя и реализовать потенциал? Вот несколько советов, которые стоит взять на вооружение:
- Обсудите с ребенком, какие предметы кажутся ему более интересными и на чем он хотел бы сконцентрироваться.
- Начните с малого, вместе с ребенком или с привлечением репетитора разберите очередную тему школьной программы. Подготовьте ребенка к устному ответу и проработайте домашнее задание. Поговорите с преподавателем, чтобы он вызвал ребенка к доске. Поверьте, даже разовый успех может сподвигнуть ребенка всерьез заняться учебой, чтобы еще раз почувствовать себя на высоте.
- Определившись с приоритетами по предметам, разработайте план внеклассных занятий по выбранной специализации. Интересны естественные науки? Сходите в Дарвиновский музей, запишите ребенка в соответствующие кружки или отправьтесь в познавательный поход! Перечисленные активности не только стимулируют интерес к предмету в рамках школьной программы, но и помогут ребенку значительно преуспеть в выбранных дисциплинах!
- Возможно, плохая успеваемость – повод задуматься о смене школы. Зачастую сформировавшееся отношение к ребенку как к отстающему очень сложно изменить. Люди склонны навешивать ярлыки. Переход в другую школу позволит ученику по-новому проявить себя и "начать с чистого листа"!
- Ваш ребенок ярко выраженный гуманитарий или наоборот математик, но вам нужна отличная успеваемость по всем предметам? Смиритесь. Вам повезло. Лучше быть талантливым в чем-то одном, чем посредственностью сразу во всем. Далеко не каждому дано понять свое призвание в юном возрасте!
Что важно, если оценки не главное
Немало успешных людей весьма посредственно учились в школе – это аргумент, которым часто оперируют нерадивые ученики. При этом мало кто считает нужным учитывать, что у этих преуспевших двоечников, скорее всего, были развиты такие качества как креативность, предприимчивость или коммуникативные способности.
Так или иначе, учебу в школе важно расценивать как этап познания мира и наработки жизненно важных навыков. Концентрируясь только на оценках, ребенок может упустить серьезные аспекты формирования личности. Помимо успеваемости школа учит дружить и быть частью коллектива, развивает гибкость и адаптивность. Soft Skills зачастую оказываются важнее учебных достижений и значительно помогают достичь успеха в различных сферах жизни.
Излишняя фокусировка только на академических показателях может привести к плачевным результатам: к окончанию школы дети бывают совершенно не готовы к реальной жизни. Отличников ждет неприятное открытие, что мир, оказывается, устроен намного сложней проверенной и понятной схемы: выполнил задачу – получил пятерку. А троечники даже не будут пытаться преуспеть в чем-то: ведь они смирились с собственной позицией в школьном сообществе и просто не верят в то, что способны на что-то стоящее.
Недооценивать значение школьных отметок неправильно, так или иначе общая успеваемость учитывается при поступлении в вуз. Однако, переоценивать их значение тоже не стоит, воспринимайте период обучения в школе комплексно, оценки – это просто академический критерий, двойки не делают вашего ребенка плохим, а пятерки – хорошим!
Всегда ваш,
Mr. Great