Знаменитый Tower Bridge, чьи средневековые башни понимаются над Темзой – одна из самых выразительных достопримечательностей Лондона. Несмотря на своё название, ассоциирующееся с мрачным Тауэром, с воды и набережных этот серо-голубой мост выглядит празднично, нарядно и совсем не грозно, тем более что с берегами его соединяют вполне современные тросовые конструкции. Но если прогуляться по мосту, глядя прямо на башни – может появиться ощущение близости к суровому, готическому средневековью, когда в Англии казнили даже королев…
Но ни Анна Болейн, ни Джейн Грей, ни Мария Стюарт никогда не видели Тауэрского моста! Он был построен в конце викторианской эпохи и открыт 30 июня 1894 года.
СОДЕРЖАНИЕ
- Несредневековое средневековье: как строили Тауэрский мост
- Викторианская готика и современные технологии
- Неприличная история и стеклянный пол
- Можно ли пролететь между башнями на самолёте и другие интересные факты
- Как доехать до Тауэрского моста и как подняться на галерею?
Несредневековое средневековье: как строили Тауэрский мост
В XIX столетии столица Британии активно развивалась, и существующих способов перебраться через Темзу стало не хватать. Соседний, Лондонский мост, несколько раз сносили и перестраивали, так как он не выдерживал интенсивного движения. Основным способом перехода с берега на берег в районе нынешнего Тауэрского моста был туннель Tower Subway, проложенный в 1970 году под Темзой. Проход стоил один пенни. Не так уж мало – за эту монету в те времена можно было купить кусок хлеба с маслом и кофе (правда, не самого лучшего качества).
В 1876 году была собрана специальная комиссия под руководством сэра Альберта Джозефа Алтмана – для решения, какой мост проложить в районе Тауэра. На суд было представлено около полусотни проектов. Какой из них лучше? Это решали целых восемь лет!
Наконец, остановились на проекте Горацио Джонсона. Ещё пару лет готовились к началу строительства. И вот, после обсуждений, согласований и подготовки, принялись за дело: в 1886 году закипела стройка. Длилась она ещё восемь лет.
Сам автор проекта своё детище увидеть не успел: Джонсон ушёл из жизни в 1887 году. Его дело завершил архитектор Джон Вульф Барри.
Открытие состоялось 30 июня 1894 года и прошло в торжественной обстановке: с участием Эдуарда, принца Уэльского, и его супруги – принцессы Уэльской Александрины.
Довольны были не все. Печаль настигла владельцев Tower Subway – туннель опустел и превратился в часть водопроводных коммуникаций. Но и рядовые лондонцы высказывали своё «фе»: башни им казались старомодными, архитектурный облик моста довольно сильно критиковали. Но время всё расставило по своим местам. Повторилась история с Эйфелевой башней: конструкцию, которую современники считали неэстетичной, сейчас стремятся увидеть миллионы туристов.
Викторианская готика и современные технологии
Мост проложили между Тауэром и улицей Тауэр Бридж Роуд, благодаря чему новая достопримечательность и получила своё название. Впрочем, сама конструкция тоже играет свою роль, «подсвечивает» название (tower переводится как «башня»). Как говорится – удачно получилось.
Стиль, в котором был создан архитектурный проект, – слегка эклектичная викторианская неоготика. То есть повторилась история с Вестминстерским дворцом и Биг-Беном: англичанам в XIX веке удалось обогатить Лондон «готическими» достопримечательностями, которые смотрятся так, будто пришли из куда более далёкой эпохи.
Основной художественный акцент был сделан на двух башнях, которые поднимаются из вод Темзы. Сейчас, в окружении современной архитектуры, башенная часть Тауэрского моста выглядит осколком древности: впечатляющий эффект. Башни снизу соединены мостовым пролётом, а сверху – пешеходными галереями:
- Нижняя часть – предельно функциональная, по ней было организовано конное, а затем и автомобильное движение. По бокам проложены пешеходные тротуары. Разводится для пропуска больших судов.
- Верхняя аллея, состоящая из двух горизонтальных переходов, сейчас обзорно-декоративная. Это популярная смотровая площадка со стеклянным дном, откуда открывается потрясающий вид на всю британскую столицу.
Впрочем, у верхней «перемычки» есть и важная конструктивная функция: она «стягивает» башни, которые из-за боковых подвесных секций подвергаются воздействию силы горизонтального натяжения.
Мост, несмотря на свой средневековый вид, вполне современный и даже разводной. По нему проложена автодорога, трафик очень насыщенный. А в основаниях неоготических башен установлены механизмы, поднимающие части моста.
Первоначально мост разводился с помощью паровых машин. Автором системы стал инженер Гамильтон Оуэн Рендель из компании W. G. Armstrong Mitchell. В XX веке паровые машины убрали и установили электрический привод. В XXI веке система была компьютеризирована и дополнена датчиками.
Интересно, что человек, управляющий разводом Тауэрского моста, называется капитаном, а его команда – матросами. Они даже несут вахты, а время на мосту отбивают склянки. Традиция, сэр!
В былые времена Тауэрский мост разводили раз по пятьдесят за день. Но столь частые разводы мешали автомобильному и автобусному движению, которое год от года становилось всё насыщеннее. Теперь мост, чтобы пропустить крупные суда, разводят гораздо реже – четыре-пять раз в неделю.
А маленькие речные трамвайчики, курсирующие по Темзе, проходят под мостом – что добавляет экскурсиям атмосферности.
Неприличная история и стеклянный пол
Верхняя «перемычка» из двух пешеходных галерей, соединяющая башни, задумывалась не только для красоты и «сятгивания» конструкции. Предполагалось, что во время развода моста лондонцы смогут спокойно переходить с берега на берег, не дожидаясь сведения секций. Но «что-то пошло не так», и верхнюю аллею Тауэрского моста облюбовали представительницы специфической профессии.
Ох уж эта чопорная викторианская Англия с её полусветом, притонами, уличными развлечениями и Джеком Потрошителем! Он, кстати, орудовал на лондонских улицах в 1888 году, когда как раз строился Тауэрский мост. Но одно дело – когда всё это безобразие творится где-то на тёмных улицах и в подворотнях Ист-Энда. И совсем другое – когда приличные горожане видят девиц лёгкого поведения в центре города, на верхушке Тауэрского моста…
Неожиданно появившееся над Лондоном злачное место облюбовали и карманные воришки. Благопристойная часть общества возмущалась, полиция пыталась принимать меры, но попытки разогнать эти два «профсоюза» окончились фиаско. В результате верхнюю аллею в 1910 году просто закрыли.
По другой версии (дополняющей первую), пешеходам было просто лень подниматься на верхний ярус. В лифты вмещалось всего по 30 человек, а шагать вверх 300 ступенек желающих было мало. Ну разве что для знакомства с дамой полусвета… Те же, кто таковых намерений не имел, предпочитали дожидаться сведения моста.
Открыт верхний ярус был уже в качестве туристической смотровой площадки – в 1982 году. Пол сделали стеклянным, и у Лондона появился ещё один аттракцион. Проход платный, но не слишком дорогой – это один из самых доступных по стоимости туристических объектов британской столицы: 13£ для взрослых; 6£ для детей и подростков от 5 до 15 лет; малышей пускают бесплатно.
Да и нравы к нашему времени изменились. Теперь это совершенно приличное место.
Можно ли пролететь между башнями на самолёте и другие интересные факты
Какова же высота у Tower Bridge? Немного фактов об этой конструкции:
- Длина моста – 244 метра.
- Высотка каждой башни – 65 метров.
- Длина центрального пролёта – 61 метр.
- Пешеходные галереи второго яруса находятся на высоте 44 метров.
- Вес каждого подъёмного крыла – более 1000 тонн.
- Подъёмные секции поднимаются на 83°. Разводят мост под размеры корабля, но когда на судне находится монарх – крылья поднимают на полную высоту.
- Мост разводится за 1 минуту – несмотря на внушительный вес крыльев.
Пусть Тауэрский мост и не рекордсмен среди собратьев, но высота у него приличная. В «квадрат» между башнями и двумя ярусами моста однажды даже вписался… пилот биплана. Трюк проделал в 1912 году Фрэнк Макклин. Впоследствии такую авантюру предпринимали ещё дважды – в 1968 и 1973 годах.
В 2008 году, перед Олимпийскими играми в Лондоне, город приступил к реконструкции Тауэрского моста. Верхний ярус отреставрированной достопримечательности украсили олимпийские кольца, а во время открытия Олимпиады озарили огни фееричного шоу.
Как доехать до Тауэрского моста и как подняться на галерею?
Достопримечательность найти нетрудно. Если едете на метро, надо выйти на станции London Bridge или Tower Hill. Также можно дохать на автобусе №15 или №42. Главное, не перепутать с Лондонским мостом, который расположен неподалёку. Почему-то многие туристы путают эти две конструкции. Не по виду – Лондонский мост, хотя и обладает древней историей, уходящей в эпоху римлян, внешне ничем не примечателен. Скорее, смешиваются названия.
Галереи на верхнем ярусе работают круглый год. В летний сезон, с апреля по сентябрь, они открыты с 10.00 до 18.00. В зимний сезон график смотровой площадки чуть меняется: попасть туда можно с 9.30 до 17.30. На Рождество делают перерыв: 24, 25 и 26 декабря – выходные дни. А 1 января галереи открывают в 12:00, всё равно ведь все отсыпаются после новогодней ночи.