Классическая образовательная модель, когда учитель объясняет тему на уроке и дает домашние задания для закрепления материала, всё чаще оказывается недостаточно эффективной. Современные школьники учатся по-другому. Знакомимся с методикой "перевернутого класса" – одной из разновидностей так называемого "смешанного обучения".

Парты на потолке, доска за спиной у школьников или ученики вместо учителя? Что вы представили, услышав словосочетание "перевернутый класс" или flipped classroom в английском переводе? Вариантов ответов может быть много, а вот что значит это выражение на самом деле, узнаем в сегодняшней статье!

С вами Mr. Great, и мы исследуем популярную образовательную методику смешанного обучения!

СОДЕРЖАНИЕ

Методика "перевернутого класса"

Выделяют несколько разновидностей учебных материалов для смешанного обучения:

  • Подкаст (Podcast), т.е. аудиолекции;
  • Водкаст (Vodcast или Video-on-demand), т.е. лекции с видеофайлами;
  • Пре-водкастинг (pre-vodcasting) – видеолекции, с которыми учащиеся должны ознакомиться до занятия.

Pre-vodcasting – это первоначальное название методики "перевернутого класса", суть которой состоит в том, что ученик самостоятельно должен изучить материал и прийти на урок уже подготовленным. Такой подход позволяет кратно повысить результативность обучения, ведь преподаватель использует свое рабочее время не на объяснение темы, а разбирает материал на практике. На занятии в школе учитель дает задачи, отвечает на вопросы ребят и поясняет сложные моменты.

В традиционном классе ученики не всегда успевают за темпом учителя, и изучать новую тему приходится дома с родителями или репетитором. Работая по методике "перевернутого класса", ученик имеет возможность посвятить теме столько времени, сколько нужно: несколько раз прочитать параграф учебника или просмотреть видеоролик. Поощряется использование дополнительных материалов – таким образом прокачивается навык поиска информации.

Решается и проблема усвоения материала – дети с легкостью применяют полученные знания на практике, ведь разбору задач посвящается большая часть работы с педагогом.

Формируется совершенно иной подход к обучению – не учитель должен "дать" знания и "разжевать" новый материал, а ученик сам обязан разобраться с темой и подготовиться к занятию.

Технология "перевернутого класса" позволяет разнообразить процесс обучения, преподаватель может давать материал для подготовки в разных форматах – параграфы школьного учебника, ссылки на статьи или видеоролики, презентации или запись собственных лекций. Например, в Heritage School используется образовательная платформа, позволяющая обмениваться файлами, выкладывать задания до занятия и даже организовывать видеоконференции с преподавателями между уроками, если ученику требуется помощь в подготовке.

Плюсы и минусы методики

Как и у любой другой методики, у технологии "перевернутого обучения" есть и плюсы, и минусы. Безусловно, "перевернутый класс" подходит не всем. Ребята с низкой мотивацией и самоорганизацией вряд ли смогут показать высокие результаты, обучаясь по новой методике. Сомнительно использование технологии в начальной школе. При этом перестроиться на новый формат после традиционного также достаточно сложно. Требуется понять, что освоение нового материала – прежде всего, ответственность ученика, а не учителя. С данной концепцией бывает непросто свыкнуться не только школьнику, но и его родителям.

Плюсы методики, тем не менее, с лихвой перекрывают минусы:

  • Учиться можно в собственном темпе, закладывая на изучение материала столько времени, сколько необходимо;
  • Развивается самостоятельность, ответственность, навыки поиска информации;
  • Пропуск занятий по болезни или иным причинам перестает быть проблемой, ведь изучить новый материал самостоятельно ребенок сможет дома самостоятельно;
  • Знания усваиваются лучше, так как дети получают больше возможностей для практики и закрепление понимания темы.

Модель "перевернутого класса" показывает очень хорошие результаты, как в России, так и за рубежом, однако, массового распространения пока еще не получила.

Противники метода считают, что использование технологии "перевернутого класса" ведет к ослаблению роли педагога в учебном процессе. Согласиться с этим аргументом трудно, так как налицо обратное – задача учителей существенно усложняется, ведь от них требуется не просто "отчитать" тему и дать домашнее задание. В "перевернутом классе" учитель работает с подготовленными учениками и глубже погружается в материал урока, разбирая большое количество задач на практике и занимаясь вопросами, которые ребятам не удалось понять самостоятельно.

Авторы методики

Методика перевернутого обучения органична вошла в нашу жизнь с развитием технологий. У истоков flipped classroom стояли американские преподаватели химии Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, которые начали записывать видеолекции собственных занятий для учеников, не имевших возхможности посещать школу ежедневно. Бергман и Сэмс являются авторами известного литературного труда Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day – настольной книги педагогов, использующих метод "перевернутого класса".

Нельзя не упомянуть и другого популярного деятеля в сфере образования Салмана Хана, впервые выложившего записи уроков по математике на YouTube. Материалы оказались столь востребованы, что с течением времени переместились с общедоступного канала на отдельный портал, получивший название "Академия Хана".

Интересно, что идея "перевернутого класса" в некотором роде применялась еще в Советском Союзе, когда отдельным старшеклассникам давались задания заранее изучить дома теорию и затем поработать с менее успевающими одноклассниками на уроке в классе.

Резюме

Несмотря на то, что повсеместного распространения методика "перевернутого обучения" пока получила, очевидно, что у нее большое будущее. Осознанный подход к учебе, синергия учителя с учениками и обязательная мотивация в течение всего периода обучения в школе или вузе – залог качественного образования. В настоящий момент технологии смешанного обучения используются преимущественно в частном секторе, однако, постепенно успешный образовательный опыт перенимают и государственные учебные заведения.

Всегда ваш,
Mr. Great