Нормы учебной нагрузки в школе

Время чтения: 7 минут
Как составляется расписание в школе? Какое максимальное количество уроков допустимо, и есть ли ограничения по дополнительной нагрузке? Кто устанавливает продолжительность занятий и перемен? Знакомимся с требованиями СанПиН и выясняем, как должен выглядеть день современного школьника в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учебная нагрузка в школе – больная тема для многих семей. Дети жалуются, что устают и ничего не успевают. Родители возмущаются, что ребята портят зрение и осанку, сидя допоздна над домашними заданиями. Освоить весь объем программы в самой обычной школе зачастую не под силу даже способному ученику. Почему это происходит? Ведь режим учебного дня школьника регулируется нормами СанПиН ("Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"), и справляться с нагрузкой должен каждый среднестатистический ребенок? Разбираемся вместе! С вами Mr. Great, и мы говорим о нормах режима учебного дня в школе.

СОДЕРЖАНИЕ

Начало и окончание занятий

Согласно требованиям СанПиН, учебный день ни при каких обстоятельствах не должен начинаться раньше 8 часов утра. Однако, на практике известны случаи, когда учителя ставят так называемые "нулевые уроки" до начала основных занятий и буквально принуждают детей приходить в школу раньше. Безусловно, цели преследуются благие, и, вероятно, польза от дополнительных занятий есть, однако, с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм это не допускается.

Поспать любят все, а дети и подростки особенно. Учеба во вторую смену – мечта для тех, кому трудно рано вставать. Но возможность выспаться, пожалуй, единственный плюс подобного расписания. Заставить себя делать домашние задания с утра могут далеко не все, а родители, которые проконтролировали бы процесс, на работе.

Учиться после обеда могут только ребята из общеобразовательных школ, ученики учебных заведений с углубленным изучением тех или иных предметов лишены такой возможности. Ученики 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов также должны учиться строго в первую смену.

Расписание уроков

Составление расписания по СанПиН – непростая задача. Приходится учитывать целый ряд параметров, а именно:

  • В начальной школе сложные и простые предметы должны чередоваться. К сложным относятся русский язык, математика, иностранный язык, информатика, природоведение. Простыми считаются изобразительное искусство, музыка, физкультура и труд;
  • В средних и старших классах попеременно ставятся предметы гуманитарного и естественно-математического цикла;
  • С учетом мозговой активности детей планируется место наиболее трудных предметов в расписании: первоклашкам их ставят на 2-ой урок, учащимся вторых-четвертых классов на 2-ой и 3-ий уроки, а вот школьники среднего и старшего звена грызут гранит самых сложных дисциплин со 2-ого по 4-ый уроки;
  • В течение дня недопустимо больше одной контрольной работы независимо от возраста учащихся;
  • Сдвоенные уроки разрешаются только в средней и старшей школе. Для учащихся начальных классов пара может быть только по физкультуре, например, если дети занимаются лыжным спортом или плаванием;
  • Расписание обязательных и факультативных уроков составляется отдельно. Между окончанием последнего обязательного занятия и началом первого дополнительного обязателен перерыв не менее 45 минут;
  • Продолжительность урока в школе не должна превышать 45 минут. Исключение составляют занятия первоклассников – в их случае урок длится не более 40 минут.

Составить сбалансированное расписание и при этом соблюсти все требования удается не всегда. Одного взгляда на расписание бывает достаточно, чтобы понять – какие-то дни недели перегружены сложными предметами, а другие можно смело пропускать без ущерба образованию.

Особый интерес вызывает градация предметов по уровню сложности. Согласно СанПиН, для пятиклассника математика (10 баллов из 10 возможных) ровно в два раза сложнее истории (5 баллов), а литература, труд и ритмика находятся на одном уровне (4 балла). Классификация, безусловно, спорная!

Учебная нагрузка

Первоклассники должны проводить в школе не более 21 академического часа в неделю. Старшеклассники – не более 34 часов при пятидневке.

Учебная нагрузка по СанПиН не выглядит чрезмерной:

  • для первоклассников 4 урока ежедневно + 5 уроков в один из дней недели за счет физкультуры;
  • для учеников вторых-четвертых классов 5 уроков ежедневно + 6 уроков раз в недели за счет физкультуры;
  • с пятого по седьмой класс – не более 7 уроков ежедневно;
  • с восьмого по одиннадцатый классы – не более 8 уроков ежедневно.

В четверг или пятницу нагрузка меньше, чем в другие дни. Своеобразный "облегченный" день рекомендуется ставить в расписание, чтобы позволить ребятам немного расслабиться, избежать переутомления и сохранять оптимальную работоспособность в другие дни.

Но, к сожалению, освоить программу на основных занятиях не получается, приходится брать дополнительные часы. Педагоги государственных школ разводят руками – учебный план не укладывается в установленные рамки недельной нагрузки.

Отдельное внимание СанПиН уделяет первоклассникам. Считается, что первый год в школе – большой стресс для любого ребенка, поэтому режим должен быть насколько это возможно комфортным. В первом классе дети должны учиться в первую смену, допустимо использовать только 5-дневку. В первые два месяца учебы в расписании всего 3 урока в день. С ноября по май – уже по 4 урока. В разгар учебного дня детям устраивают динамическую паузу – возможность поиграть, побегать на свежем воздухе, физическая активность помогает отвлечься и вернуться к урокам с новыми силами. Первоклассникам не задают домашние задания и не ставят оценки.

Перемены

Перемены важны для обучающихся не меньше, чем уроки! Поэтому их длительность и количество также регламентируется. Перемена не может длиться менее 10 минут. После второго и третьего урока положены большие перемены – по 20-30 минут. Самый длительный дневной перерыв на отдых – 45-минут. Он включает двигательные активности, которые в зависимости от погодных условий проводятся на улице или в спортивном зале школы. Младшие школьники бегают и играют на школьном дворе, старшеклассники могут просто пообщаться и подышать свежим воздухом.

Если школа работает в две смены, пересменка должна длиться не менее 30 минут, обязательна влажная уборка.

Резюме

Соблюсти все требования СанПиН – обязанность каждой образовательной организации.

Частным школам легче справиться с этой задачей – в малых группах дети быстрее усваивают материал и меньше устают, а материально-техническая база позволяет сделать отдых во время перемен более продуктивным.

Не стоит забывать, что современное образование немыслимо без внеурочной деятельности. Занятия спортом, музыкой, творчеством, программированием – внеклассная часть программы для подавляющего большинства детей. А ведь чтобы добраться до кружков и секций тоже нужно время и силы! Ученики частных школ в выигрыше и здесь. Например, на кампусе Heritage School ребята могут заниматься йогой, керамикой, театральным искусством, музыкой, футболом и шахматами. Никуда ехать после основных занятий не нужно.

Обучение в школе – полноценная работа для ребенка. Но, как и любая работа, она может быть любимой и приносить радость или наоборот, высасывать все силы и вызывать раздражение. Чтобы учебная нагрузка была сбалансированной и не стала ребенку в тягость, нужно не только выполнять требования СанПиН, но и учитывать характер, темперамент, склонности учащегося к определенным предметам и видам деятельности. К сожалению, это возможно далеко не в каждой школе. Соблюдая нормативы, важно не забывать про индивидуальный подход.

Всегда ваш,
Mr. Great

Хотите получать полезный контент про воспитание и обучение детей?
Подпишитесь на нашу рассылку (без спама и рекламы)

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.