Программа оценки качества образования PISA существует уже более 20 лет. Ежегодно в исследованиях PISA принимают участие школьники со всего мира. Принципиальное отличие PISA от национальных квалификационных экзаменов и формат исследования в новой статье наших экспертов.
Повышение качества образования – одна из приоритетных целей большинства государств. Для тех стран, где уровень образования считается высоким, участие в международных исследованиях позволяет получить независимую сопоставительную оценку, по результатам которой можно сделать выводы об эффективности действующих программ и необходимости тех или иных образовательных реформ.
С вами Mr. Great, и сегодня мы поговорим о PISA или Programme for International Student Assessment, самом масштабном исследовании качества образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Исследование PISA
Исследование PISA впервые было проведено в 2000 году, а разработка методологии началась на три года раньше – в 1997.
Тест для школьников организуется в странах-участниках Международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Исследование проводится один раз в три года. В России программу координирует «Федеральный институт оценки качества образования» (ФБГУ).
В тестах PISA принимают участие подростки в возрасте 15-16 лет (не старше 16 лет и 2 месяцев на момент проведения теста).
Главная задача исследования – определить, насколько школьники способны применять полученные на занятиях знания на практике. В расчет принимаются не только академические знания, но и "мягкие навыки", soft skills, например, такие как умение общаться и работать в команде. Цель PISA – оценить готовность учеников старших классов к вступлению во взрослую жизнь и, тем самым, определить эффективность действующей системы образования страны-участника рейтинга в формировании потенциала детей.
Исследования проводились в 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годах. Намеченные на 2021 год мероприятия были отменены из-за пандемии коронавируса.
Число участников исследования с начала проведения увеличилось с 32 стран в 2000 году до 79 в 2018.
Очередной этап PISA состоится в апреле 2022 года.
Содержание экзамена
Объектом исследования является так называемая "функциональная грамотность" (умение применять полученные знания на практике) в одном из выбранных направлений: естественно-научном (science), математическом (mathematics) и читательском (reading). PISA не предусматривает проверку изученного в школе материала в классическом понимании, от учеников не ждут, что они процитируют отрывок из стихотворения или вспомнят элементы верхней строчки таблицы Менделеева. Ребятам предлагается решить интересные, практико-ориентированные задания, заставляющие мыслить и применять изученную теорию.
В направлении естественных наук от ребят ожидается понимание окружающего мира, осознание существующих проблем и поиск вариантов их решения. Так, например, задача школьников по биологии может заключаться в продумывании стратегии работы рыбного хозяйства, цель которого – рациональное использование богатств мирового океана.
Математическая грамотность предусматривает, что подростки понимают ценность математики и умело применяют ее для решения различных жизненных задач. В рамках исследования PISA участникам может быть предложено, например, рассчитать максимальный размер дуг вращающейся двери для того, чтобы исключить возможность попадания воздух в закрытом положении.
Под читательской грамотностью разработчики теста понимают способность улавливать смысл текстов и реагировать на их содержание, используя полученную информацию для своего развития и достижения целей. Задача может состоять в том, чтобы ознакомиться с текстом объявления и ответить на ряд вопросов.
Тест PISA заставляют мыслить, анализировать. Начиная с 2015 года включены так называемые коллаборативные задания, по условиям которых ученик работает совместно с виртуальными партнерами, применяя командные навыки.
Результаты PISA
Лидирующие позиции по результатам PISA традиционно занимают страны Азии: Сингапур, Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония. Также в верхних строках рейтинга Финляндия, Нидерланды и Эстония.
Таблица ниже демонстрирует лидеров PISA-2018
Позиция | Чтения | Естественные науки | Математика |
---|---|---|---|
1 | Китай | Китай | Китай |
2 | Сингапур | Сингапур | Сингапур |
3 | Макао | Макао | Макао |
4 | Гонконг | Эстония | Гонконг |
5 | Эстония | Япония | Тайвань |
6 | Канада | Финляндия | Япония |
7 | Финляндия | Корея | Корея |
8 | Ирландия | Канада | Эстония |
9 | Корея | Гонконг | Нидерланды |
10 | Польша | Тайвань | Польша |
Результатами мониторингового международного исследования PISA являются:
- выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников;
- влияющие на качество обучения факторы;
- динамика результатов отдельных государств;
- актуальные образовательные тенденции;
- оценка готовности учащихся продолжить образование;
- получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.
Позиции России в рейтинге PISA
Российские школьники принимают участие в исследовании PISA с 2000 года. В последнее время результаты немного улучшились, но всё еще остаются относительно невысокими.
На сайте ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) опубликованы показатели за все время проведения PISA:
Место России среди других стран-участниц (по количеству баллов) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Направление исследования | PISA-2000 | PISA-2003 | PISA-2006 | PISA-2009 | PISA-2012 | PISA-2015 | PISA-2018 |
Естественнонаучная грамотность | 26 | 24 | 35 | 39 | 37 | 32 | 33 |
Математическая грамотность | 22 | 29 | 34 | 38 | 34 | 23 | 30 |
Читательская грамотность | 27 | 32 | 39 | 43 | 42 | 26 | 31 |
По мнению представителя PISA, оценки наших ребят невысоки по причине того, что российские школы зачатую заточены на хорошо успевающих одаренных ребят, в то время как отстающие ученики остаются без внимания. Например, финская система образования (Финляндия – неизменный лидер рейтинга PISA) дает детям со средними способностями больше возможностей, предусмотрены дополнительные занятия, тогда как отличники зачастую наоборот занимаются самоподготовкой.
Безусловно, PISA – не единственное исследование в области качества образования. Не менее известны такие тесты как TIMSS (Тестирование качества математического и естественно-научного образования учеников четвертых и восьмых классов, Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Тестирование качества чтения и понимания текста в начальной школе, Progress in International Reading Literacy Study).
По результатам TIMSS 2019 российские школьники заняли почетное 6-ое место по математике (ученики 4 и 8 классов) и 3-е и 5-ое место по естествознанию (4-ые и 8-ые классы соответственно).
Заключение
Очередной этап PISA состоится совсем скоро. Эксперты образовательного сообщества России с нетерпением ждут итогов. Система образования так стремительно меняется в последние годы, что это не может не отразиться на результатах исследования! Ну а меня, как подданного ее Величества, не меньше волнуют позиции Великобритании, по рейтингам прошлых лет мы были на уровне 15-20 мест. Делаем ставки, господа!
Всегда ваш,
Mr. Great