Международное исследование PISA

Время чтения: 7 минут
Программа оценки качества образования PISA существует уже более 20 лет. Ежегодно в исследованиях PISA принимают участие школьники со всего мира. Принципиальное отличие PISA от национальных квалификационных экзаменов и формат исследования в новой статье наших экспертов.

Международное исследование PISA

Повышение качества образования – одна из приоритетных целей большинства государств. Для тех стран, где уровень образования считается высоким, участие в международных исследованиях позволяет получить независимую сопоставительную оценку, по результатам которой можно сделать выводы об эффективности действующих программ и необходимости тех или иных образовательных реформ.

С вами Mr. Great, и сегодня мы поговорим о PISA или Programme for International Student Assessment, самом масштабном исследовании качества образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Исследование PISA

Исследование PISA впервые было проведено в 2000 году, а разработка методологии началась на три года раньше – в 1997.

Тест для школьников организуется в странах-участниках Международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Исследование проводится один раз в три года. В России программу координирует «Федеральный институт оценки качества образования» (ФБГУ).

В тестах PISA принимают участие подростки в возрасте 15-16 лет (не старше 16 лет и 2 месяцев на момент проведения теста).

Главная задача исследования – определить, насколько школьники способны применять полученные на занятиях знания на практике. В расчет принимаются не только академические знания, но и "мягкие навыки", soft skills, например, такие как умение общаться и работать в команде. Цель PISA – оценить готовность учеников старших классов к вступлению во взрослую жизнь и, тем самым, определить эффективность действующей системы образования страны-участника рейтинга в формировании потенциала детей.

Исследования проводились в 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годах. Намеченные на 2021 год мероприятия были отменены из-за пандемии коронавируса.

Число участников исследования с начала проведения увеличилось с 32 стран в 2000 году до 79 в 2018.

Очередной этап PISA состоится в апреле 2022 года.

Содержание экзамена

Объектом исследования является так называемая "функциональная грамотность" (умение применять полученные знания на практике) в одном из выбранных направлений: естественно-научном (science), математическом (mathematics) и читательском (reading). PISA не предусматривает проверку изученного в школе материала в классическом понимании, от учеников не ждут, что они процитируют отрывок из стихотворения или вспомнят элементы верхней строчки таблицы Менделеева. Ребятам предлагается решить интересные, практико-ориентированные задания, заставляющие мыслить и применять изученную теорию.

В направлении естественных наук от ребят ожидается понимание окружающего мира, осознание существующих проблем и поиск вариантов их решения. Так, например, задача школьников по биологии может заключаться в продумывании стратегии работы рыбного хозяйства, цель которого – рациональное использование богатств мирового океана.

Математическая грамотность предусматривает, что подростки понимают ценность математики и умело применяют ее для решения различных жизненных задач. В рамках исследования PISA участникам может быть предложено, например, рассчитать максимальный размер дуг вращающейся двери для того, чтобы исключить возможность попадания воздух в закрытом положении.

Под читательской грамотностью разработчики теста понимают способность улавливать смысл текстов и реагировать на их содержание, используя полученную информацию для своего развития и достижения целей. Задача может состоять в том, чтобы ознакомиться с текстом объявления и ответить на ряд вопросов.

Тест PISA заставляют мыслить, анализировать. Начиная с 2015 года включены так называемые коллаборативные задания, по условиям которых ученик работает совместно с виртуальными партнерами, применяя командные навыки.

Результаты PISA

Лидирующие позиции по результатам PISA традиционно занимают страны Азии: Сингапур, Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония. Также в верхних строках рейтинга Финляндия, Нидерланды и Эстония.

Таблица ниже демонстрирует лидеров PISA-2018

Позиция Чтения Естественные науки Математика
1 Китай Китай Китай
2 Сингапур Сингапур Сингапур
3 Макао Макао Макао
4 Гонконг Эстония Гонконг
5 Эстония Япония Тайвань
6 Канада Финляндия Япония
7 Финляндия Корея Корея
8 Ирландия Канада Эстония
9 Корея Гонконг Нидерланды
10 Польша Тайвань Польша

Результатами мониторингового международного исследования PISA являются:

  • выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников;
  • влияющие на качество обучения факторы;
  • динамика результатов отдельных государств;
  • актуальные образовательные тенденции;
  • оценка готовности учащихся продолжить образование;
  • получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.

Позиции России в рейтинге PISA

Российские школьники принимают участие в исследовании PISA с 2000 года. В последнее время результаты немного улучшились, но всё еще остаются относительно невысокими.

На сайте ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) опубликованы показатели за все время проведения PISA:

  Место России среди других стран-участниц (по количеству баллов)
Направление исследования PISA-2000 PISA-2003 PISA-2006 PISA-2009 PISA-2012 PISA-2015 PISA-2018
Естественнонаучная грамотность 26 24 35 39 37 32 33
Математическая грамотность 22 29 34 38 34 23 30
Читательская грамотность 27 32 39 43 42 26 31

По мнению представителя PISA, оценки наших ребят невысоки по причине того, что российские школы зачатую заточены на хорошо успевающих одаренных ребят, в то время как отстающие ученики остаются без внимания. Например, финская система образования (Финляндия – неизменный лидер рейтинга PISA) дает детям со средними способностями больше возможностей, предусмотрены дополнительные занятия, тогда как отличники зачастую наоборот занимаются самоподготовкой.

Безусловно, PISA – не единственное исследование в области качества образования. Не менее известны такие тесты как TIMSS (Тестирование качества математического и естественно-научного образования учеников четвертых и восьмых классов, Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Тестирование качества чтения и понимания текста в начальной школе, Progress in International Reading Literacy Study).

По результатам TIMSS  2019 российские школьники заняли почетное 6-ое место по математике (ученики 4 и 8 классов) и 3-е и 5-ое место по естествознанию (4-ые и 8-ые классы соответственно).

Заключение

Очередной этап PISA состоится совсем скоро. Эксперты образовательного сообщества России с нетерпением ждут итогов. Система образования так стремительно меняется в последние годы, что это не может не отразиться на результатах исследования! Ну а меня, как подданного ее Величества, не меньше волнуют позиции Великобритании, по рейтингам прошлых лет мы были на уровне 15-20 мест. Делаем ставки, господа!

Всегда ваш,
Mr. Great

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.