Первые дни и недели в детском саду – период огромной стрессовой нагрузки для ребенка. Даже если малыш сразу с интересом пошел в садик, он все равно испытывает стресс от новой обстановки, и его нервная система работает на полных оборотах. Но гораздо чаще первое знакомство с садиком оборачивается слезами, капризами, даже истериками. И это может затянуться надолго.
«Все ходили в садик, и он привыкнет!» – безапелляционно заявляют суровые родственники старой закалки. Но вряд ли стоит брать такой подход на вооружение.
Хуже могут быть только наказания. Представьте себе: ребенок болеет, страдает, температурит, а его за это – в угол… Ужасно? Абсолютная дикость? Естественно. Вряд ли кто-то в здравом уме будет наказывать малыша за то, что у него температура. Это абсурд. Но адаптация к детскому саду – это тоже своего рода «лихорадка». Реакция психики во время адаптации похожа на реакцию иммунной системы, которая иногда возникает в ответ на прививки. Это не капризы – это перестройка организма в ответ на сильнейший стресс.
Впрочем, современные родители и сами обычно понимают, что наказания – угол, лишение сладостей, игрушек, мультиков и так далее – вообще не самый лучший метод воспитания. Наоборот, стараются понять – как лучше действовать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новым условиям, новым людям? Что делать, чтобы малышу было легче освоиться в садике и чтобы он начал ходить туда с удовольствием?
СОДЕРЖАНИЕ
- Что такое адаптация
- Почему знакомство с детским садом – это стресс
- Сколько же длится адаптация?
- Как снизить адаптационный стресс
Что такое адаптация
Прежде всего, два обнадеживающих факта. Во-первых, адаптация – это совершенно нормально. Во-вторых, детская психика довольно гибкая, поэтому в большинстве случаев этот этап они преодолевают успешно.
Адаптация – это, простыми словами, приспособление к окружающей среде. Как только среда меняется – например, если мы из зимы прилетаем в тропики или попадаем в новый коллектив – организм запускает этот процесс, подстраиваясь под новую реальность. Изменения могут быть физическими и психическими. Они нужны для того, чтобы тело и мозг лучше действовали в изменившихся условиях.
Адаптация – это, на самом деле, здорово! Это крутой механизм, придуманный природой. Благодаря адаптации мы можем дойти до полюса, штурмовать высокогорья и наслаждаться жарким солнцам на атоллах. А еще – менять работу, переезжать и развиваться.
Проблема только в том, что сам процесс не особенно приятен. Но есть способы его облегчить. О них мы и поговорим.
Почему знакомство с детским садом – это стресс
Чтобы понять, как выстроить стратегию помощи в адаптации, надо разобраться в причинах стрессовой нагрузки. Почему ребенку трудно привыкнуть к новой обстановке, почему возрастает тревожность, почему он нервничает и капризничает:
- Рядом нет мамы, папы и других близких людей. Страшно, аж жуть. Подсознательно малыш боится, что это навсегда.
- Зато рядом много других детей и незнакомые взрослые – и этих новых людей подсознание воспринимает как угрозу (на всякий случай).
- Обстановка непривычная. Мозгу надо сильно-сильно трудиться, чтобы переработать массу новой информации.
- Распорядок дня, скорее всего, тоже будет непривычным. Это тоже стресс, особенно если ребенок до этого жил по довольно гибкому графику.
- Приходится соблюдать правила, становиться более самостоятельным. Слово «хочу» практически не работает, зато со всех сторон начинает звучать «надо». Особенно сильно страдают дети, которые привыкли, что родители, бабушки и дедушки стараются мгновенно отреагировать на его потребности.
- Приходится делать то, что требуют малознакомые взрослые. С чего вдруг какая-то тетя получила такие же права, как мама и папа? Непонятно. Даже возмутительно.
- Малыш ощущает, что теперь получает гораздо меньше внимания, чем раньше. Даже если вы отдали его в частный садик с маленькими группами, внимание воспитателя все равно делится на 5–10 человек. А в обычном детском саде ребенок становится «одним из тридцати».
- Нужно изучать новые способы взаимодействия с окружающими. Например, привычные методы привлечения внимания – из серии похныкать – уже не работают! Или работают не так, как хотелось бы. (Представьте, что ваш смартфон внезапно перешел на китайские иероглифы).
- Тут вообще все по-другому. Не так, как дома.
Адаптация к детскому саду – это всегда плюс сто баллов к взрослению. Причем взрослеть ребенку приходится в довольно короткие сроки.
Сколько же длится адаптация?
Период адаптации зависит от многих факторов – играют роль и личные особенности психики, и подготовленность к детскому саду, и условия в ДОУ. Если все идет нормально, этот процесс занимает от двух недель до трех месяцев. Если адаптация затянулась, есть смысл подумать об обращении к психологу.
Процесс адаптации может прерваться, если ребенок заболел и несколько дней, а то и две-три недели провел дома. В этом случае адаптация начнется практически с нуля.
Кстати, одна из причин, почему дети, поступая в детсад, зачастую сразу же начинают болеть, – подсознательная попытка избежать попадания в новую стрессовую реальность. Нет, ребенок не симулирует! Его организм устраивает так называемый саботаж. Ведь болезнь – это способ остаться дома, поэтому даже неприятные ощущения подсознательно кажутся не такой уж большой платой.
И это еще один повод проявить максимальное внимание к адаптации ребенка к детскому саду. Чем успешнее она пройдет, тем меньше вам придется сидеть с ребенком на больничных.
Как снизить адаптационный стресс
Итак, что же предпринять, чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? Сначала о методах, которые точно не работают:
- Угрозы. Надеемся, вы и сами понимаете, что сказать ребенку «будешь себя плохо вести – мама тебя не заберет», – это за гранью злейшего зла. Психологическая травма обеспечена. «Если воспитательница на тебя пожалуется, не куплю мороженое», – тоже плохой ультиматум. Вообще ничего, что могло бы восприниматься как угроза наказания, не должно быть на горизонте ребенка, знакомящегося с детским садом. Это заставляет его воспринимать детсад как некую обитель зла, порождающую неприятности. «Раньше было лучше. А теперь шаг влево, шаг вправо – и не дадут мороженого. Никакого желания привыкать к этому безобразию», – вздыхает подсознание ребенка, и процесс адаптации притормаживается.
- Нереалистичные обещания. Иногда родители из самых благих побуждений стараются расписать будущее в детском саду чуть ли не как поездку в Диснейленд. И на первый взгляд может показаться, что метод рабочий – смотрите, малыш без слез пошел играть с другими детьми! Вот только все ли обещания сбудутся? Не наступит ли через час-другой разочарование? Помните: нельзя обманывать ребенка. Чем острее будут осколки от розовых очков, которые надели родители, обещая бесконечные радости в детском саду, – тем сильнее будет стресс. Высок риск возникновения неприязни к детсаду (разочарование усиливает негатив) и обиды на родителей.
Чек-лист с методами, которые помогут в адаптации
- Обучите ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше он будет уметь, отправляясь в садик, – тем увереннее будет себя чувствовать.
- Если есть возможность – походите с ребенком в какой-нибудь центр развития, где проводятся игры и занятия с участием нескольких детей. Это позволит приобрести начальные навыки социализации и понимание, как вести себя в подобных местах.
- Почаще бывайте на детских площадках и праздниках. Ходите в гости, где есть малыши того же возраста, что и ваш ребенок. Поощряйте его общение с другими ребятишками.
- Обратите особое внимание на сепарацию от мамы – многие малыши, особенно до трех лет, считают себя с ней единым целым. Почаще привлекайте к играм и общению не только папу, но и бабушек, дедушек, теть, дядь, других родственников. Познакомьте малыша с друзьями семьи. Чем больше ребенок контактирует с разными взрослыми, тем лучше. Он будет спокойнее воспринимать «больших людей».
- Оставляйте малыша с другими взрослыми на 10–15 минут, а затем и больше (конечно, при полном доверии к ним). Можно сказать, к примеру, что маме нужно в магазин за шоколадкой, а в это время тетя почитает сказку. Постепенно увеличивайте время «разлуки».
- Поощряйте стремление к независимости. В три года многие дети сами хотят стать самостоятельнее. Это пороговый возраст, когда ребенок начинает употреблять местоимение «я» и проявлять независимость. Этим надо пользоваться! Поэтому именно три года – лучшее время для знакомства с детсадом.
Объясните ребенку, что такое детский садик и зачем вы его собираетесь отвести аж на целый день. При этом учитывайте возраст. Главное – не перехваливайте садик, не создавайте у ребенка завышенные ожидания, но и не создавайте угрожающую картину. Неплохо, если ребенок будет воспринимать садик как аналог центра развития, где было интересно. - Но почему же на целый день?! Подобрать правильные слова не так-то просто. Главная опасность в том, что малыш может подумать, будто он стал маме не нужен! Будто она не хочет быть с ним целый день… Тут нужно подумать, какая стратегия лучше подходит для вашей семьи. Возможно, вы объясните ребенку, что мама теперь будет ходить на работу. А может, используете популярный сейчас прием – скажете, что детский садик – это работа для детей. Можно также сказать, что садик – это подготовка к школе, что ребята ходят туда, чтобы стать умнее и сильнее. Не нужно бояться «серьезного разговора»: чувствуя ответственность, ощущая значимость своих действий, дети лучше адаптируются.
- Почитайте ребенку социальные сказки, в которых котята-лисята отправляются в детский сад и вливаются в интересные занятия, посмотрите мультики на эту тему. Поиграйте в игры, где куклы-мишки будут детсадовцами, а ребенок – воспитателем (при этом ненавязчиво познакомьте его с распорядком дня и правилами поведения в садике).
Побывайте с малышом на экскурсии в выбранном вами детском саду – перед тем, как отправить его в группу на целый день. Можно даже привести его не один раз. Очень хорошо, если в ДОУ будет адаптационная группа для новичков. - Разработайте ритуал, с которым будете говорить малышу: «До вечера!» Это могут быть объятие, поцелуй, улыбка, рукопожатие или какая-нибудь особенная семейная традиция, что-нибудь вроде «до свидания» на таинственном языке – понятном только вам. Но никаких маминых слез, зацеловываний и причитаний, словно вы расстаетесь на тысячелетие! Ребенок должен ощущать, что вы его не бросаете, что обязательно придете, нет повода для сильной грусти.
- Готовя ребенка новому этапу жизни, развивайте его уверенность в себе. Не стоит его ругать за то, что он недостаточно хорошо справляется с пуговицами или высмеивать, называя маминым хвостиком. Это только собьет самооценку. Лучше подчеркивайте достижения: «Вот молодец – как аккуратно сегодня пообедал», «Вот молодец – дал маме сходить к парикмахеру, теперь мама еще красивее, спасибо тебе!» и т. д. Не перехваливайте ребенка – отмечайте реальные успехи, которыми он сам будет гордиться.
Во время адаптации малыша к детскому саду важно присутствие психолога, его контроль за этим процессом. В школе Heritage и в Международной Академии La Berёzka по итогам первых двух недель родители получают адаптационные отчеты. В них учитель и психолог описывают прогресс ребенка, указывают на имеющиеся сложности, дают рекомендации по дальнейшей адаптации. Таким образом, привыкание к учебному заведению является командной работой школы и родителей.