Что такое индивидуальное обучение в школе

Время чтения: 7 минут

Основной подход к обучению в России – массово-универсальный. Это позволяет обеспечить большинству детей приобретение навыков и знаний, входящих в стандартную школьную программу. Но в последние годы все больше родителей интересуются возможностью перевести детей на индивидуальное обучение. Что интересно, эта тенденция охватывает разные слои общества. И причины для перевода на индивидуальное обучение тоже разные: это может быть и отставание школьника, и, наоборот, желание родителей интенсифицировать образовательный процесс для талантливого чада, и психологические особенности ребенка, и многое другое.

Давайте разберемся, что говорит на этот счет законодательство и любой ли ребенок может начать обучение по ИУП – индивидуальному учебному плану.

СОДЕРЖАНИЕ

Кто имеет право на индивидуальное обучение в РФ?

Российское законодательство гарантирует всем детям школьного возраста право на получение среднего образования. При этом допускаются различные формы обучения – главное, чтобы программа была усвоена. Поэтому ребенок может не только учиться в обычном формате – в классе со сверстниками, но и перейти на индивидуальное обучение – либо дома, либо в школе.

Об этой возможности знают не все родители. Многие полагают, что по индивидуальному плану имеют право учиться только дети, страдающие тяжелыми физическими или психическими заболеваниями, и по этой причине неспособные посещать школу. На самом переход на индивидуальное обучение разрешен всем детям, в том числе абсолютно здоровым.

Но есть одно «но»: если для того, чтобы перевести ребенка на семейное обучения, достаточно желания родителей, то организовать для него индивидуальное обучение в школе несколько сложнее (и далеко не в каждом образовательной организации горят желанием организовывать такой образовательный процесс для здоровых детей). То есть сама возможность существует, согласно Закону об образовании и ряде нормативных актов Министерства образования РФ. Но в конечном итоге решение остается за школой.

Предоставляется ли подобная образовательная услуга в вашей школе, можно узнать из ее Устава – локального нормативного акта, представляющего собой собой правовой документ. Если такая услуга предоставляется, школой издается еще один локальный акт – Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.

Но как перевести ребенка на индивидуальное обучение, если в школе нет возможности организовать для этого необходимые условия? В этом случае выходом становится перевод ребенка в частную школу, где предусмотрена данная услуга. Если же в городе вообще нет подходящих учебных заведений, альтернативой станет дистанционная форма обучения.

Кому оптимально подходит индивидуальное обучение в школе?

Переход на обучение по индивидуальному плану чаще всего применяется в следующих случаях:

  • У ребенка наблюдаются проблемы с дисциплиной, адаптацией в коллективе, успеваемостью. Зачастую это дети с СДВГ. В таком случае школа зачастую сама идет навстречу родителям, поскольку заинтересована в том, чтобы «сложный» ученик не мешал учебному процессу в классе.
  • Ребенок одарен, талантлив и ему «тесно» в рамках стандартной формы обучения. Таким детям на уроках скучно, их потенциал не может полностью раскрыться. При этом нередко возникает ситуация, когда школьник, талантливый в одних направлениях, отстает в освоении других дисциплин. Кроме того, у одаренных детей часто возникают проблемы в общении со сверстниками, зато со взрослыми им вполне комфортно.
  • Ученик относится к категории детей с ограниченными возможностями. Им сложнее осваивать общеобразовательную программу в силу физических или психических особенностей организма. Подход нужен индивидуальный: для кого-то достаточно организовать индивидуальные уроки, кто-то нуждается в адаптации базового учебного плана. При этом «запирать» ребенка дома – не лучшее решение, так как это лишает его возможности социализироваться. Поэтому сейчас популярен инклюзивный подход, сочетающие индивидуальное обучение с посещением определенных занятий и общением со сверстниками.
  • Ребенок профессионально занимается спортом. Такие дети часто отлучаются на сборы, соревнования. Возвращаясь на занятия в школу, они понимают, что отстали от одноклассников. Нужно многое наверстывать, но учитель ждать не будет – ему надо объяснять новые темы. Поэтому возможность обучаться по удобному графику, по ИУП – это настоящее спасение для юного спортсмена.

ИУП позволяет учиться в ускоренном темпе, изучать отдельные дисциплины на базовом уровне, другие – на углубленном, не тратить время на выслушивание ответов одноклассников и попытки учителя навести дисциплину в классе, да и просто заниматься в комфортной обстановке. Это несомненные преимущества индивидуального обучения, которые делаю данный формат столь привлекательным для многих детей и их родителей.

Недостатком данной формы обучение обычно становится нехватка общения со сверстниками и отсутствие конкурентной среды, что может снизить навыки социализации. Это тоже следует учитывать, принимая решение о переводе ребенка на индивидуальное обучение.

Как проводится обучение по ИУП

Следует понимать, что ИУП означает индивидуальное продвижение по программе, а не отказ от изучения каких-то дисциплин. Ребенку все равно придется освоить базовый набор знаний. Речь идет об индивидуализации учебного плана с учетом особенностей учащегося и его потребностей. Но ИУП в любом случае должен обеспечить ребенку освоение программы в рамках ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Также в ИУП включатся и региональные компоненты. Что же может варьироваться?

  • Перечень предметов, которые проходят в том или ином классе. Обязательные предметы придется изучать так или иначе, но можно, к примеру, начать проходить их раньше.
  • Последовательность изучения дисциплин. Индивидуальный учебный план позволяет изучать предметы как параллельно, так и блоками/модулями. При этом оба подхода можно совмещать.
  • Количество часов, которое отводится на изучение каждого из предметов. Варьирование почасовой нагрузки тоже имеет ограничения: ребенок, занимаясь по ИУП, должен овладеть базовыми знаниями. Но, к примеру, если у школы математический или языковой уклон, можно проходить алгебру или иностранный язык на базовом уровне. Допускается и обратный вариант, когда ребенок изучает предмет более углубленно.

Вот только учтите, что школа не обязана организовывать вашему ребенку дополнительные занятия и предоставлять услуги, выходящие за рамки общеобразовательной программы. Это уже задача репетитора. Впрочем, в частной школе возможно получение таких услуг, но, скорее всего, за дополнительную плату.

В муниципальных же школах вряд ли персонально для вашего ребенка будет увеличено количество часов, которое отводится на изучение предмета. Но вполне возможно, что некоторые дисциплины ему согласятся преподавать углубленно – например, если школа заинтересована в талантливом олимпиаднике, а также если у учителя достаточно энтузиазма.

Как организовать для ребенка обучение по ИУП

Прежде всего, следует выяснить, предусматривает ли Устав школы возможность перевода школьника на ИУП. Если такая возможность есть, нужно написать заявление и направить его администрации. В заявлении следует обосновать причины, по которым вы хотите перевести ребенка на индивидуальное обучение. Кроме того, вы можете указать, какие требуются корректировки учебного плана, например – интенсификация работы по одним предметам и изучение других в замедленном темпе.

Но что же делать, если школа вам отказала? Если в школьном Уставе предусмотрена для детей возможность обучаться по ИУП, и вы аргументированно обосновали необходимость перехода ребенка на индивидуальное обучение, но администрация вам отказала – обратитесь в городское, а при необходимости и в региональное отделение Министерства образования. Правда, есть вариант, что чиновники решат проблему переводом в другое учебное заведение – что, конечно, не всегда удобно для ребенка и его родителей.

Многое зависит от возможностей муниципальных образовательных учреждений вашего населенного пункта. Иногда сотрудники Минобра, наоборот, обязывают школу перевести ученика на ИУП, даже если это потребует внесения изменений в Устав. Обычно такой вариант реализуется в тех случаях, когда нет возможности подобрать для ребенка другое учебное заведение.

Если все предложения Минобра вам не подходят, альтернативой станут частные школы и образовательные центры. Главное, чтобы такое образовательное учреждение выдавало документы, свидетельствующие об освоении школьной программы. Кстати, сейчас можно получить аттестат о полном среднем образовании, обучаясь дистанционно.

В Heritage School нет индивидуального обучения, однако возможны индивидуальные занятия по русскому языку (для детей, не владеющих русским) и дополнительные занятия по английскому языку. Также в школе практикуется индивидуальный подход к обучению с точки зрения его результатов: в специально разработанной системе My Mojo родители могут отслеживать успеваемость учащегося, читать комментарии учителей и руководителей школы, видеть, какие предметы даются ребенку сложнее других.
По итогам каждого учебного периода школа предоставляет академический отчет об успеваемости. При необходимости ученик может посещать уроки логопеда, а также получать консультации школьного психолога.
Также в Heritage School широко представлены кружки и секции, которые помогают развивать способности ребенка.

Хотите получать полезный контент про воспитание и обучение детей?
Подпишитесь на нашу рассылку (без спама и рекламы)

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.