Адаптация ребенка к школе

Время чтения: 8 минут
"Первый раз в первый класс" – радость или стресс? В большинстве случаев и то, и другое! Разбираемся, как проходит процесс адаптации детей и изучаем способы, как помочь ученику быстрей привыкнуть к новым условиям и легче войти в школьный ритм.

Адаптация ребенка к школе

Подготовка к школе – сложный и волнительный период для родителей первоклассника. Вы долго выбирали школу, посещали дошкольную группу, улаживали формальности с зачислением, объездили с десяток магазинов, покупая необходимое, вписали расписание в рабочий график и перераспределили внеклассные занятия…Казалось бы – всё готово, можно выдохнуть! Но нет, с первого сентября начинается следующий критический этап – адаптация ребенка к школе!

В не менее сложном положении и родители ребят, которые переходят из начальной школы в среднюю. Несмотря на то, что ученики уже хорошо ориентируется в школьной среде, комфортная и привычная атмосфера младшей школы меняется на звено нового уровня, где к школьникам предъявляются совсем другие требования.

Сегодня с вами Mrs. Britain, и мы поговорим о том, как проходит привыкание к школе, и что можно сделать, чтобы облегчить и ускорить процесс адаптации.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды адаптации

Когда ребенок впервые идёт в школу, он сталкивается с целым рядом проблем – это и сложности с привыканием к новому статусу, и необходимость найти общий язык с одноклассниками и педагогами, и жизнь по другому режиму дня – ранние подъемы, учеба по расписанию, выполнение домашних заданий. Новое абсолютно всё! Справиться с нагрузкой непросто! Адаптироваться приходится как физиологически, так и социально-психологически.

Физиологическое привыкание включает перестройку общего графика, адаптацию к усиленным умственным нагрузкам, освоению материала, привыкание к необходимости длительное время сохранять статичное положение и тишину во время уроков.

Социально-психологическая адаптация предусматривает общую переоценку ценностей, вынужденное "взросление", интеграцию в новый коллектив.

Важно понимать, что первоклассник может преуспевать в одном из аспектов адаптации, но при этом полностью "проваливать" другой. Например, ребенок прекрасно учится и легко осваивает материал уроков, но совершенно не общается со сверстниками в классе. Это тревожный симптом, сигнализирующий о том, что привыкание к школе затруднено.

Помочь с легкостью преодолеть сложный период могут развитые познавательные способности, нестандартное мышление и, конечно, самоорганизация. Родители должны начать готовить ребенка к школе задолго до первого сентября.

Адаптация подростков при переходе из младшей школы в среднюю сопряжена помимо прочего и с возрастным кризисом. В возрасте 10-11 лет ребенок начинает отвоевывать свою независимость, отдаляется от близких, которые ранее играли важнейшую роль в его жизни, на первый план выходит самооценка, на которую влияют не успеваемость, а статус и признание в среде сверстников. Привыкать приходится не только к внешним изменениям, но и к новому себе.

Продолжительность и этапы адаптации

Продолжительность периода привыкания индивидуальна. Она может длиться от нескольких недель до полугода в зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, уровня его развития, атмосферы в семье, типа учебного заведения и сложности программы.

У большинства детей адаптация к школе проходит по одному из трех сценариев:

  1. Привыкание в течение 2-3 месяцев. Первоклассник быстро заводит друзей, принимает школьные правила, успешно осваивает учебный материал. Несмотря на тревожность в течение первых недель, к концу четверти, как правило, ребенок уже полностью адаптирован и с удовольствием посещает школу;
  2. Адаптация в течение полугода. В рамках этого сценария ребенок довольно неплохо интегрируется, но периодически проявляет негативные реакции на замечания, могут возникать проблемы с дисциплиной или конфликты в классе, бывают трудности с учебной нагрузкой;
  3. Проблемная адаптация. Возникает у детей с плохо развитыми навыками социализации, особенностями психологического характера. Ребята не воспринимают информацию, грубят педагогам, конфликтуют со сверстниками. В большинстве случае требуется работа с психологом для успешной адаптации.

Различают следующие этапы адаптации:

  • Ориентировочный этап. Это первые 2-3 недели в школе, когда ребенок присматривается к новой среде, знакомится с правилами поведения, разбирается в том, что от него требуется и запоминает имена педагогов и одноклассников. Наиболее сложный в эмоциональном плане период, когда ученик максимально напряжен;
  • Этап "Неустойчивого приспособления", во время которого ребенок уже неплохо разбирается в том, что от него ожидают и выстраивает оптимальные схемы поведения. Постепенно налаживаются отношения с окружением, первоклассник хорошо усваивает программу. Напряжение начинает спадать. Продолжительность этапа также 2-3 недели;
  • "Относительно устойчивое приспособление". Этап, длящийся от нескольких недель до года. Период, когда ребенок уже четко осознает, что значит быть школьником, как вести себя в разных ситуациях. Ученик привыкает к школе, получает удовольствие от обучения и общения.

Как понять, что привыкание проходит хорошо?

Очень важно держать руку на пульсе и контролировать, что адаптация протекает успешно. Как понять, что ребенок привыкает к школе, и процесс движется в нужном направлении? Самый очевидный показатель – настроение ученика. Если ребенок с удовольствием идет в школу, с интересом готовится к урокам, а после занятий взахлеб рассказывает, как прошёл день, что нового он узнал, о чем говорил с одноклассниками, можно быть спокойным – адаптация идёт своим ходом.

Другой показатель – усвоение учебной программы. Если школьник в целом справляется с материалом – обязательно хвалите его! Не нужно сравнивать ребенка с другими и упрекать в лени, если что-то не получается. Неудачи - это нормальный процесс. Если вы выбрали школу с усложненной программой, и учиться объективно тяжело – это повод задуматься о смене учебного заведения.

Не стоит забывать и о таком факторе, как самостоятельность ребенка. При успешной адаптации ученик должен помнить о необходимости выполнения домашнего задания, это его сфера ответственности. Если ребенок просит помочь – не отказывайте, но не делайте задания за него. Зачастую нужна просто психологическая поддержка. Мотивация у первоклассников, как правило, высокая, не хватает усидчивости для выполнения заданий.

Также очень показательно, насколько хорошо складываются у ребенка отношения с другими ребятами и учителем. Ученикам начальной школы свойственно идеализировать педагога, в некотором роде даже "влюбляться" в него. Ребенок не должен бояться учителя, скорее стремиться заслужить его похвалу и признание.

Чем помочь ребенку в период адаптации?

Доказано, что дети из благополучных семей легче адаптируются в новых условиях. Атмосфера дома, где ребенок может восстановиться после стресса в школе очень важна. Старайтесь создать поддерживающую обстановку, уважительно относитесь к новому статусу школьника, уделяйте достаточное внимание ребенку. Благоприятными факторами для адаптации к школьной жизни считаются:

  • Полная семья
  • Образованные родители
  • Хорошее воспитание
  • Уважительное отношение к ребенку
  • Достаточная подготовка дошкольника

Помните, что ребенок испытывает повышенные нагрузки, ему нужно восполнять ресурсы. Физиологическая адаптация требует много сил, очень важно поддерживать здоровье чада в хорошей форме. Организуйте оптимальный режим дня, достаточное время должно быть выделено на сон, отдых, прогулки на свежем воздухе и общение с друзьями. Позаботьтесь и о правильном рационе, не пренебрегайте приемом витаминов. Важное значение имеет рабочее место ребенка, удобная мебель и красивые учебные принадлежности располагают к тому, чтобы заниматься с удовольствием.

Внимательно относитесь к жалобам ребенка на плохое самочувствие. Иногда лучше оставить ученика дома, небольшая передышка поможет восстановить силы и вернуться в школьный социум заряженным.

Не забывайте хвалить ребенка даже за незначительные успехи, на первых порах это особенно нужно. Дайте первокласснику понять: у него всё отлично получается!

Если ученик получил замечание в школе, отнеситесь к этому спокойно. Лучше всего обсудить ситуацию в деталях, разобраться, почему возникла проблема. Зачастую необходимы советы взрослых, что понять, как нужно себя вести в следующий раз.

Проблемы с привыканием к школе

Даже когда адаптационный период проходит легко, время от времени возникают проблемы.

Одна из самых распространенных сложностей – разбудить ребенка по утрам. Если в первые дни учебы первоклассник "подскакивал" по звонку будильника, то со временем ранние подъемы становятся поводом для истерик, а плохое настроение по утрам гарантируется всем членам семьи. Бороться с этим просто – закладывайте дополнительное время. Дайте ребенку поваляться в постели 20-30 минут, и вы получите школьника в хорошем расположении духа!

С посещением школы расширяется и меняется круг общения. В одном классе могут оказаться дети разного достатка. Социальная прослойка, к которой принадлежит ребенок, диктует свои правила, и не исключено, что ваш ребенок обнаружит, что находится в менее привилегированном положении, чем тот или иной одноклассник. Кого-то привозят в школу на машине с личным шофёром, а кто-то добирается на трамвае. Предметом зависти могут служить одежда, гаджеты, даже такие мелочи, как необычный контейнер для обеда. Если ребенок просит "такую же" как у одноклассника вещь, а вы не можете себе позволить ее купить или просто не хотите идти на поводу, предложите накопить на вожделенный предмет. Это позволит выйти из ситуации с максимальной пользой: у вас появится новый инструмент для мотивации, а ребенок получит базовые знания о финансах!

Заключение

Итак, как и в любом деле, в адаптации к школе важна стратегия. Заранее продумав линию поведения и хорошо подготовившись, вы сможете облегчить ребенку период привыкания. Не сомневайтесь, новый этап принесет много радости, ведь несмотря на все сложности большинство взрослых вспоминают школьные годы как самые счастливые в жизни! Настойтесь позитивно и всё получится!

Всегда ваша,
Mrs. Britain

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.