Ребенок плохо учится в школе – что делать

Время чтения: 10 минут

Когда ребенок плохо учится, это тревожит родителей не меньше, чем самого школьника, и вместо наказаний важнее быстро понять причины и выбрать мягкие, работающие шаги поддержки. В этой статье разбираемся, что делать если ребенок плохо учится, почему ребенок плохо учится в школе, и как помочь в начальной школе — в том числе во 2–3 классах — без давления и стыда. Покажем, по каким признакам отличить «лень» от проблем с мотивацией, интересом, перегрузкой или пробелами и как выстроить план, который реально помогает семьям.

Ребенок плохо учится в школе – что делать

СОДЕРЖАНИЕ

Ключевые причины неуспешности в школе

Проще всего начать ругать, наказывать, стыдить, сравнивать с более успешными сверстниками. В общем, добавить к школьной неуспеваемости еще и массу психологических комплексов, страхов и прочих проблем. Но гораздо больше результатов даст понимание, почему школьник отстает от программы – это позволит наметить конструктивный путь решения проблемы.

Вот наиболее частые причины, по которым ребенок плохо учится:

Причина Как распознать Что делать родителям
Отсутствие интереса Ребенок избегает предметов, «прогуливает» нелюбимое, реагирует на запрет гаджетов без роста интереса к учебе Увлекать предметами: игровые методы и квесты для младших, кружки, мастерские, клубы по интересам, проекты; показывать ценность решения задач и чтения
Недостаточная мотивация Не видит смысла в учебе, цели размыты, «делает для оценки» Помочь осмыслить цели: связать учебу с поступлением/профессией (внешняя мотивация) и развивать познавательный интерес (внутренняя); не опираться на «штрафы/премии» за оценки
Низкая концентрация, прокрастинация Растягивает подготовку, «зависает», тревожится перед заданиями Освоить техники: мнемоника, работа с информацией, приемы снижения тревоги; разбивать задачи на шаги, задавать четкие временные рамки
Недостаточная подготовка Пробелы базовых навыков, особенно при переходе в более требовательную школу Помогать с ДЗ, при необходимости подключить репетитора; дозировать нагрузку, оценить уместность углубленной программы
Нарастающее отставание «Снежный ком»: новые темы не усваиваются из‑за пробелов в прошлых Наверстать базу: пройти проблемные темы последовательно, прежде чем требовать понимания нового материала
Необъективность оценки Проблемы с одним предметом/преподавателем, ощущение «придирок» Сделать аудит знаний, посетить уроки, обсудить критерии с учителем; отличать единичные случаи от системной неуспеваемости по всем предметам
Избыточная нагрузка Не хватает сил на уроки из‑за множества кружков/секций, признаки «перегорания» Пересобрать расписание, урезать активности, оставить приоритетные, восстановить ресурс
Неприятности в семье или школе Конфликты, буллинг, стресс, ухудшение эмоционального состояния Поддержка дома, работа со школой, при необходимости — консультация психолога

Отсутствие интереса

Многие родители винят гаджеты, игры, фильмы, социальные сети – и просто перекрывают к ним доступ. Проблема в том, что интерес-то к учебе от этого не появится! Единственный способ справиться с этой проблемой – увлечь ребенка школьными предметами, показать ему, насколько может быть интересным решение сложных задач, чтение книг, знакомство с тайнами природы. Младших школьников довольно легко включить в образовательный процесс с помощью игровых методов, квестов. В старших классах лучше работает глубинная заинтересованность. Стимулировать ее могут клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские, юношеские научные сообщества, курсы по программированию и робототехнике, а может быть – покупка телескопа, микроскопа и набора «Юного химика». Придется искать индивидуальный подход. Важный момент: если сами родители видят в учебе только процесс получения оценок, заинтересованности у ребенка ждать не стоит.

Отсутствие мотивации

Успешные люди всегда хорошо мотивированы. Они ставят цель и идут к ней. Если школьнику не хватает мотивации – значит, он не видит для себя результата от учебной деятельности. Мотивация бывает внешней (например, нацеленность на поступление в вуз, получение желанной профессии, будущая успешность) и внутренняя (познавательный интерес, творчество). Оптимально работает сочетание обоих видов. Ошибочный метод – краткосрочная мотивация наподобие подарков, «зарплаты» за хорошие оценки и штрафов за «двойки». Задача родителя – помочь ребенку увидеть смысл обучения, развить навыки целеполагания и стратегического мышления.

Низкая концентрация и прокрастинация

Необходимо подобрать методы, помогающие справиться с этими проблемами: мнемонические приемы, техники работы с информационным потоком, способы подавления тревоги и т. д. Информации об этом в интернете сейчас достаточно, вот только даже взрослые не особо спешат ею пользоваться. Возможно, помогая ребенку, вы даже найдете кое-что полезное для себя.

Недостаточная подготовка

Эта проблема не только младших школьников, оказавшихся не готовыми к первому классу. Часто такие трудности в обучении возникают при переводе в школу с более высокими требованиями. Что делать? Помогать с домашними заданиями, возможно – обратиться за помощью к репетитору. При этом важно контролировать степень нагрузки, чтобы ребенок не «перегорел», так как это только ухудшит ситуацию. Если программу с углубленным изучением каки-либо предметов школьник явно не тянет, есть смысл задуматься, а стоит ли овчинка выделки и не лучше ли ему будет учиться в обычной школе.

Нарастающее отставание от программы

Увы, неуспешность в школе – как снежный ком: чем больше не усвоено, тем труднее учиться дальше. Причиной такого отставания может быть и болезнь, и переводом в школу с высокими требованиями, и прогулы… Как бы то ни было, прежде чем требовать решения квадратных уравнений, надо сначала разобраться с таблицей умножения. Иными словами – наверстать упущенное. Необходимо помочь ребенку разобраться с темами, которые он не понимает, иначе нет смысла требовать понимания новых.

Необъективность учителей

Увы, это тоже довольно распространенный случай. Иногда это результат не сложившихся отношений между школьником и педагогом (проще говоря, «не любит и придирается»), иногда – особенности педагогического подхода (к примеру, формализм и неприязнь к творческому мышлению). Тут главное не впадать в крайности: часть родителей во всем привыкла винить ребенка, часть бросается в атаку на педагогов даже в тех случаях, когда они вполне объективно оценивают знания школьника. Необходимо провести своеобразный аудит знаний и навыков, которыми обладает ребенок, походить на уроки, пообщаться с учителями, выяснить их критерии оценки, узнать, в чем они видят причины недостаточно качественных ответов ученика. Впрочем, если все учителя ставят плохие оценки – вряд ли они необъективны. А вот если проблемы наблюдаются только с одним предметом – стоит насторожиться.

Избыточная нагрузка

Записывая ребенка в секции, кружки, факультативы, творческие школы, нацеливая на участие во всевозможных конкурсах, проектах и олимпиадах, не стоит забывать, что физические и психологические ресурсы организма не бесконечны. Возможно, ребенку просто не хватает времени и сил, чтобы качественно справляться со всеми занятиями.

Неприятности в семье и школе

Эта проблема наиболее характерна для подростков. Спровоцировать ее могут развод родителей, конфликты со сверстниками, буллинг и многое другое. Возможно, стоит привлечь профессионального психолога, чтобы выправить ситуацию. Если все пустить на самотек, есть риск возникновения у тинейджера невротических и даже психопатических синдромов, а неуспеваемость в школе будет лишь одним из их проявлений.

Объективность оценки школьных успехов

Анализируя успеваемость ребенка, важно объективно подойти к этому вопросу. А действительно ли он так плохо учится, как вам кажется? Одно дело, когда ребенок явно не справляется с программой и раз за разом получает плохие оценки. Но очень часто родители считают признаком неуспешности и удовлетворительные оценки, и вообще все, что не тянет на «отлично». Необходимо разделять объективную неуспеваемость и недостаточный успех с точки зрения родительских критериев.

Во втором случае сильное психологическое давление на ребенка может еще сильнее усугубить ситуацию. Типичный случай: опасаясь принести «четверку» или «тройку», ученик начинает прогуливать, хитрить, старается получить «пятерку» самым простым способом, тратит свою энергию неконструктивно, а в итоге успеваемость падает. Еще чаще давление на «недоотличника» приводит к хронической усталости и перманентному стрессу, что тоже негативно влияет на его успешность. Нередко у ребенка формируется сильный страх перед контрольными, предстоящими экзаменами – а неврозы ну никак не способствуют хорошей концентрации на испытаниях.

В борьбе за хорошие оценки нужно помогать, а не давить. Если ребенок нацелен на учебу, мотивирован, но демонстрирует недостаточные, по мнению родителей, успехи, стоит подумать над тем, не слишком ли высокую планку вы ему задаете. Также причину стоит поискать в физическом и психологическом состоянии школьника: возможно, он просто уже зверски вымотан.

Фокусировка на важных предметах

Также высока вероятность, что предметы, по которым ребенок успевает не столь хорошо, как по другим, просто не соответствуют его склонностям. В этом случае вполне достаточно средней успеваемости по нелюбимым предметам, ведь гораздо важнее направить энергию на те области, где ученик достигнет максимальной результативности.

Частозадаваемые вопросы

Что делать в первую очередь, если ребёнок плохо учится?

Начните с спокойной диагностики: проведите «аудит» знаний, посетите уроки, обсудите с учителями критерии оценивания и возможные причины неуспешности вместо обвинений и накала эмоций.

Если проблемы отмечают все учителя, это чаще системная трудность; если один предмет — проверьте необъективность и конкретные пробелы именно там.

Как понять, почему ребёнок плохо учится: главные причины?

К ключевым группам причин относятся недостаток мотивации, низкая концентрация и прокрастинация, недостаточная подготовка, «снежный ком» отставания, а также избыточная внеурочная нагрузка.

Сопоставьте признаки с вашей ситуацией (нет целей, «зависает» над заданиями, слабая база, усталость от кружков), чтобы выбрать правильный сценарий помощи.

Как мотивировать без давления и наказаний?

Определите, чего не хватает: внешней цели (поступление, профессия) или внутреннего интереса (познавательная мотивация), и выстраивайте поддержку через цели, интерес и практическую ценность предметов.

Избегайте крайностей — не «клеймите» ребёнка и не атакуйте педагогов: конструктив — в совместном плане с учителем и в небольших достижимых шагах, подкрепляющих успех.

Что делать, если накопились пробелы и появился «снежный ком» отставания?

Вернитесь к базовым темам по порядку и наверстайте упущенное прежде, чем требовать освоения нового материала — иначе усилия будут малоэффективны.

Для закрытия провалов сочетайте помощь с домашними заданиями и при необходимости точечную поддержку репетитора по критическим темам.

Как помочь младшему школьнику (2–3 класс), если он плохо учится?

Для начальной школы эффективны игровые методы, наглядность, ритм коротких заданий и мягкая тренировка концентрации; при «сырой базе» помогайте с ДЗ и подключайте репетитора точечно.

Это особенно актуально для запросов вида «ребенок плохо учится 2–3 класс» — сфокусируйтесь на базовых навыках и щадящем режиме без перегрузки кружками и секциями.

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.