Кто-то из родителей мечтает вырастить гения, кому-то достаточно просто хороших оценок в школе. Но мало кто из родителей, любящих свое чадо и заботящихся о его будущем, совершенно игнорирует школьные оценки. Если ребенок серьезно отстает по одному или нескольким предметам, регулярно приносит плохие отметки, а то и вовсе старается прогулять нелюбимый предмет – повод задуматься о том, что происходит, каковы причины школьной неуспеваемости и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

СОДЕРЖАНИЕ

Ключевые причины неуспешности в школе

Проще всего начать ругать, наказывать, стыдить, сравнивать с более успешными сверстниками. В общем, добавить к школьной неуспеваемости еще и массу психологических комплексов, страхов и прочих проблем. Но гораздо больше результатов даст понимание, почему школьник отстает от программы – это позволит наметить конструктивный путь решения проблемы.

Вот наиболее частые причины, по которым ребенок плохо учится:

Отсутствие интереса

Многие родители винят гаджеты, игры, фильмы, социальные сети – и просто перекрывают к ним доступ. Проблема в том, что интерес-то к учебе от этого не появится! Единственный способ справиться с этой проблемой – увлечь ребенка школьными предметами, показать ему, насколько может быть интересным решение сложных задач, чтение книг, знакомство с тайнами природы. Младших школьников довольно легко включить в образовательный процесс с помощью игровых методов, квестов. В старших классах лучше работает глубинная заинтересованность. Стимулировать ее могут клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские, юношеские научные сообщества, курсы по программированию и робототехнике, а может быть – покупка телескопа, микроскопа и набора «Юного химика». Придется искать индивидуальный подход. Важный момент: если сами родители видят в учебе только процесс получения оценок, заинтересованности у отпрыска ждать не стоит.

Отсутствие мотивации

Успешные люди всегда хорошо мотивированы. Они ставят цель и идут к ней. Если школьнику не хватает мотивации – значит, он не видит для себя результата от учебной деятельности. Мотивация бывает внешней (например, нацеленность на поступление в вуз, получение желанной профессии, будущая успешность) и внутренняя (познавательный интерес, творчество). Оптимально работает сочетание обоих видов. Ошибочный метод – краткосрочная мотивация наподобие подарков, «зарплаты» за хорошие оценки и штрафов за «двойки». Задача родителя – помочь ребенку увидеть смысл обучения, развить навыки целеполагания и стратегического мышления.

Низкая концентрация и прокрастинация

Необходимо подобрать методы, помогающие справиться с этими проблемами: мнемонические приемы, техники работы с информационным потоком, способы подавления тревоги и т. д. Информации об этом в интернете сейчас достаточно, вот только даже взрослые не особо спешат ею пользоваться. Возможно, помогая ребенку, вы даже найдете кое-что полезное для себя.

Недостаточная подготовка

Эта проблема не только младших школьников, оказавшихся не готовыми к первому классу. Часто такие трудности в обучении возникают при переводе в школу с более высокими требованиями. Что делать? Помогать с домашними заданиями, возможно – обратиться за помощью к репетитору. При этом важно контролировать степень нагрузки, чтобы ребенок не «перегорел», так как это только ухудшит ситуацию. Если программу с углубленным изучением каки-либо предметов школьник явно не тянет, есть смысл задуматься, а стоит ли овчинка выделки и не лучше ли ему будет учиться в обычной школе.

Нарастающее отставание от программы

Увы, неуспешность в школе – как снежный ком: чем больше не усвоено, тем труднее учиться дальше. Причиной такого отставания может быть и болезнь, и переводом в школу с высокими требованиями, и прогулы… Как бы то ни было, прежде чем требовать решения квадратных уравнений, надо сначала разобраться с таблицей умножения. Иными словами – наверстать упущенное. Необходимо помочь ребенку разобраться с темами, которые он не понимает, иначе нет смысла требовать понимания новых.

Необъективность учителей

Увы, это тоже довольно распространенный случай. Иногда это результат не сложившихся отношений между школьником и педагогом (проще говоря, «не любит и придирается»), иногда – особенности педагогического подхода (к примеру, формализм и неприязнь к творческому мышлению). Тут главное не впадать в крайности: часть родителей во всем привыкла винить ребенка, часть бросается в атаку на педагогов даже в тех случаях, когда они вполне объективно оценивают знания школьника. Необходимо провести своеобразный аудит знаний и навыков, которыми обладает ребенок, походить на уроки, пообщаться с учителями, выяснить их критерии оценки, узнать, в чем они видят причины недостаточно качественных ответов ученика. Впрочем, если все учителя ставят плохие оценки – вряд ли они необъективны. А вот если проблемы наблюдаются только с одним предметом – стоит насторожиться.

Избыточная нагрузка

Записывая отпрыска в секции, кружки, факультативы, творческие школы, нацеливая на участие во всевозможных конкурсах, проектах и олимпиадах, не стоит забывать, что физические и психологические ресурсы организма не бесконечны. Возможно, ребенку просто не хватает времени и сил, чтобы качественно справляться со всеми занятиями.

Неприятности в семье и школе

Эта проблема наиболее характерна для подростков. Спровоцировать ее могут развод родителей, конфликты со сверстниками, буллинг и многое другое. Возможно, стоит привлечь профессионального психолога, чтобы выправить ситуацию. Если все пустить на самотек, есть риск возникновения у тинейджера невротических и даже психопатических синдромов, а неуспеваемость в школе будет лишь одним из их проявлений.

Объективность оценки школьных успехов

Анализируя успеваемость ребенка, важно объективно подойти к этому вопросу. А действительно ли он так плохо учится, как вам кажется? Одно дело, когда ребенок явно не справляется с программой и раз за разом получает плохие оценки. Но очень часто родители считают признаком неуспешности и удовлетворительные оценки, и вообще все, что не тянет на «отлично». Необходимо разделять объективную неуспеваемость и недостаточный успех с точки зрения родительских критериев.

Во втором случае сильное психологическое давление на ребенка может еще сильнее усугубить ситуацию. Типичный случай: опасаясь принести «четверку» или «тройку», ученик начинает прогуливать, хитрить, старается получить «пятерку» самым простым способом, тратит свою энергию неконструктивно, а в итоге успеваемость падает. Еще чаще давление на «недоотличника» приводит к хронической усталости и перманентному стрессу, что тоже негативно влияет на его успешность. Нередко у ребенка формируется сильный страх перед контрольными, предстоящими экзаменами – а неврозы ну никак не способствуют хорошей концентрации на испытаниях.

В борьбе за хорошие оценки нужно помогать, а не давить. Если ребенок нацелен на учебу, мотивирован, но демонстрирует недостаточные, по мнению родителей, успехи, стоит подумать над тем, не слишком ли высокую планку вы ему задаете. Также причину стоит поискать в физическом и психологическом состоянии школьника: возможно, он просто уже зверски вымотан.

Также высока вероятность, что предметы, по которым ребенок успевает не столь хорошо, как по другим, просто не соответствуют его склонностям. В этом случае вполне достаточно средней успеваемости по нелюбимым предметам, ведь гораздо важнее направить энергию на те области, где ученик достигнет максимальной результативности.