Что делать с буйным, неуправляемым, диким классом, не слушающим призывы к порядку? Почему у одних учителей на уроках – конструктивная работа и заинтересованные взгляды, а на других – буйство ураганной стихии? Почему авторитарный стиль не всегда помогает учителю? Какими методами можно добиться дисциплинированного поведения, не подавляя учеников?
Розги давно остались в прошлом. Правда, в Великобритании их окончательно отменили совсем недавно, а в частных школах всего лишь рекомендовали не использовать, но вряд ли кто-то сейчас всерьез воспринимает этот инструмент как средство для поддержания дисциплины. Еще пару веков назад заметили, что розги и тому подобные учительские кары страшат преимущественно тихих учеников, а вот хулиганистые ребята начинают бравировать «боевыми шрамами», и смысл наказания стремится к нулю. Так что даже с практической точки зрения это не лучший метод наведения порядка в классе, не говоря уж об отсутствии уважения к личности юного человека.
Исследования показывают, что авторитарный педагогический стиль не настолько эффективен, как кажется многим учителям и родителям. Эффективность скорее внешняя: учитель вроде бы держит класс в «ежовых рукавицах», но ценой изрядной потери времени. Например, выгоняя ученика из класса, педагог тратит несколько минут учебного времени, причем абсолютно все дети отвлекаются на это «развлечение», а хулиган… радуется прогулу. Кроме того, когда учитель применяет репрессивные методы, среди учеников нарастают напряженность и скрытый протест, причем возникает волновой эффект – другие дети одобряют поведение наказанного «героя» и весь класс начинает подсознательно копировать его поведение.
Получается, что, временно устанавливая тишину и порядок наказаниями и выговорами, в долговременной перспективе учитель проигрывает бой: дети становятся более склонны к деструктивному поведению. К тому же авторитарный стиль негативно влияет на успехи учащихся: они хуже выражают мысли, снижается креативность, значительная часть интеллектуальных ресурсов тратится на мысли о том, как избежать наказания. Повышается тревожность, у многих ребят возникает негативное отношение к школе. Вряд ли это порадует родителей.
Но что делать с трудноуправляемой энергией школьников? Как поддерживать дисциплину на уроке? Это очень серьезная и актуальная проблема, носящая массовый характер. В США подсчитали, что в среднем на восстановление дисциплины учителя тратят по 144 минуты в неделю, или целых три недели в год! А поскольку это «средняя температура по больнице», у многих педагогов потери времени гораздо значительнее.
А ведь есть и учителя, которым удается завладеть внимание школьников без наказаний, вести уроки в конструктивной обстановке, поддерживать дисциплину без репрессий! В чем их секрет?
Какие методы помогают наладить дисциплину в классе
Аккумулируя опыт педагогов из разных стран, мы составили подборку рекомендаций «из первых рук» – от тех учителей, которые добились хороших результатов в деле поддержания дисциплины. В этой подборке есть и тактические приемы, позволяющие решать текущие проблемы с вспышками «неуправляемости» на уроках, и стратегические, направленные на создание обстановки, способствующей налаживанию контакта с детьми и созданию конструктивного взаимодействия.
Приветствуйте каждого ученика лично.
Фалон Тернер из США рекомендует встречать детей у дверей класса, обмениваться объятиями и рукопожатиями. Такой подход кардинальным образом отличается от привычного многим «Встать, суд идет!» (именно так выглядит традиция приветствия учителя всем классом). Согласно исследованиям, теплое приветствие со стороны педагога не просто заряжает детей позитивом, но и способствует лучшей академической активности (плюс 20%) и снижает уровень плохого поведения (минус 9%).
Налаживайте хорошие отношения с учениками.
Взаимопонимание – лучший путь к доброжелательной атмосфере в классе. Конфликты, разумеется, не исключены, но важно, как и в семье, мириться после ссор. (Речь именно о взаимном примирении, а не об извинениях ученика перед учителем). По данным нью-йоркского Центра обучения социальной ответственности, такой подход сокращает негативные моменты в работе класса на 75%.
Замените нотации и наставления на подсказки.
Старайтесь доброжелательно и ненавязчиво напоминать детям принципы хорошего поведения (да, вместо слова «правила» лучше использовать «принципы»). Это позволит им чувствовать, что они самостоятельно выбирают конструктивные действия, а не подчиняются педагогу. Особенно хорошо работает такой метод в старших классах, когда тинейджеры хотят ощущать независимость.
Рассаживайте детей в классе так, чтобы снизить вероятность конфликтов.
Этот метод, конечно, слегка отдает авторитарностью, но зато снижает риск нарушения дисциплины в три раза. Например, не стоит сидеть рядом двум разговорчивым товарищам. А учеников, которые любят «залипать» в смартфонах, лучше разместить поближе к учителю.
Хвалите за достойное поведение.
Например, если дети быстро расселись по местам, отметьте этот момент: «Молодцы, сегодня мы сможем быстрее начать изучение новой темы, а она очень интересная…». Такие похвалы (важно, чтобы они были ненавязчивыми и не выглядели искусственно) закрепляют в памяти школьников положительные поведенческие шаблоны.
Объясняйте, своим ученикам, почему то или иное поведение мешает работе класса.
Если не обойтись без призыва к тишине или надо решить какие-то иные дисциплинарные вопросы, постарайтесь вместо диктаторского «А ну тихо!» объяснить детям, почему надо вести себя прилично. Акцент делайте не на своем дискомфорте («вы мне мешаете объяснять материал»), а на неудобствах, которые нарушители доставляют своим одноклассникам. Постарайтесь любое «надо», «должен» и «нельзя» сопровождать объяснениями (при этом данные слова напрямую желательно не использовать). В младшей школе дети, к примеру, могут вообще не понимать, что они делают не так и почему, а в старшей такой подход демонстрирует уважение учителя к личности ученика, отношение к нему как к мыслящему человеку.
Разработайте список принципов поведения вместе с учениками.
Это можно сделать в рамках внеклассной работы, после уроков. Важно, чтобы дети активно включились в этот процесс, а роль учителя была минимальной – направляющей и незаметной. При этом необязательно составлять «кодекс», список правил. Можно составить перечень положительных качеств, которые полезны для ученика, – например, «внимательный», «целеустремленный» и т. д.
Используйте юмор.
Это позволяет сделать обстановку в классе дружелюбнее и свободнее, а также помогает сглаживать конфликты. Но никогда не высмеивайте детей: этого унижения вам не простят. К тому же вы можете спровоцировать буллинг жертвы со стороны других детей, а это просто катастрофа.
Будьте последовательны и справедливы.
Не выделяйте любимчиков, которым можно больше, чем други». Если одного ребенка вы наказываете за нарушение дисциплины, а другого за аналогичный проступок – нет, это не останется незамеченным. Дети очень остро чувствуют несправедливость, причем ваше отношение повлияет на отношение не только наказанного, но и всего класса. Да и в отношениях между детьми возникнет напряженность.
Выявите корень проблемы: почему дети нарушают дисциплину?
Для понимания, какой метод для наведения порядка лучше выбрать в тот или иной ситуации, необходимо понимать, что ее спровоцировало. Возможно, ребенок стремится привлечь к себе внимание, или стремится к утверждению власти, завоевывая дерзким поведением авторитет среди сверстников, или мстит вам за что-то. Решив проблему, которая провоцирует деструктивное поведение, вы уберете триггер, создающий конфликты.
Будьте дисциплинированы.
Да-да! Это относится именно к вам. Если учитель позволяет себе отвлекаться во время урока на социальные сети и звонки, изучение документов и другие занятия, дети подсознательно будут воспринимать это как пренебрежение их интересами и невольно копировать поведение педагога.
И самое главное – делайте уроки интересными.
Удержание внимания детей, захваченных увлекательной темой, – лучший способ наладить дисциплину.
В Heritage School преподают педагоги из Великобритании и других англоязычных стран с большим опытом работы с учениками разных культур, национальностей и особенностей поведения. Они создают доверительную атмосферу, выстраивают занятия таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно. Ценности школы — Уважение, Ответственность и Мышление роста — позволяют акцентировать внимание учащегося на внутреннем развитии, мотивировать его на результат и помогают выстроить доверительные отношения между учеником и учителем. При таком подходе нет необходимости выстраивать жесткую и токсичную систему дисциплины. Ведь когда ребенку интересно заниматься, он вовлекается в образовательную деятельность и без строгих правил и требований. Система Ценностного образования учит детей не через запреты, а через получение и закрепление положительных паттернов поведения.