Современный мир пришел к пониманию самоценности каждого человека, независимо от его цвета кожи, национальности, внешности или других особенностей, в том числе физических или ментальных. Поэтому Британия стремится сделать школьное образование доступным для всех детей с особыми образовательными потребностями (Special Educational Needs – SEN): например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра и т. д. Возможно, кто-то из этих детей станет новым Стивеном Хокингом, а кто-то просто получит возможность жить более интересной и насыщенной жизнью.
Великобритания – одна из стран, где не на словах, а на деле обеспечиваются равные возможности для получения полного школьного образования. В Британии внимательно относятся к потребностям детей с различными особенностями и уделяют немало внимания развитию методик инклюзивного обучения. В классах создаются условия, в которых дети общаются в дружеской и комфортной обстановке, а в образовательном процессе учитываются потребности каждого ученика. Что интересно: инклюзивное образование внедрено как в общеобразовательных, так и в частных школах Великобритании.
Давайте посмотрим, как британцы подошли к организации образовательной инклюзии и что это дает детям – как с особыми образовательными потребностями (ООП/SEN), так и их одноклассникам.
СОДЕРЖАНИЕ
- Что такое инклюзивное образование
- От сегрегации до инклюзии
- Как в Великобритании подходят к определению детей с ООП
- Инклюзивное образование в различных типах британских школ
- Образование после достижения шестнадцатилетия
- Бывают ли проблемы?
Что такое инклюзивное образование
В Великобритании на законодательном уровне установлено право ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП/SEN) получить школьное образование, а чтобы нивелировать возникающие у него трудности – создаются соответствующие условия. Поскольку спектр ООП очень широк, разработаны различные подходы к решению проблемы.
С одной стороны, существуют так называемые ресурсные школы и ресурсные классы на территории общеобразовательных школ, в которых для детей с ООП создаются благоприятные условия для беспрепятственного получения образования. С другой – разрабатываются методики, позволяющие многим детям с ООП учиться в обычных классах. В каждом случае подход индивидуальный, учитывающий потребности и возможности ребенка.
Инклюзивное образование – это национальная политика и часть культурной парадигмы, в которой с юных лет воспитываются британцы. Инклюзия создает новый формат культуры, в которой все дети с ранних лет воспринимают друг друга как полноценных членов общества, независимо от каких-либо особенностей. В такой среде формируется этический базис для комфортного, уважительного и дружественного взаимодействия.
Инклюзия – часть мультикультурной среды XXI века, где уважается индивидуальность каждого члена социума. Поэтому развитие этого образовательного направления важно как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для всех остальных их сверстников.
Впрочем, есть у инклюзивного образования и вполне практическая функция. Установлено, что ребенок с ООП (SEN), получивший качественное образование, в дальнейшем меньше нуждается в посторонней помощи. Он более самостоятелен, менее зависим от социальных служб, у него выше самооценка и выше шансы получить достойную работу. А это выгодно для всего общества.
От сегрегации до инклюзии
В Англии не всегда существовала система образовательной поддержки для детей с особенностями развития. В XIX веке их определяли в приюты, а в первой половине XX века – как и во многих странах – восторжествовала концепция сегрегации. Программы, предлагавшиеся для «защиты генофонда нации», даже предполагали насильственную стерилизацию.
После Второй мировой войны, когда подобные идеи стали прочно ассоциироваться с фашизмом, в Великобритании возобладала медицинская модель, предполагающая содержание людей с физическими и ментальными особенностями в специальных медицинских учреждениях. И только в 1970-х годах общество «дозрело» до социальной модели. Она предлагает делать акцент на интеграцию каждого человека в социум, развитие его способностей, а для этого – адаптацию окружающей среды к его потребностям.
Иными словами, вместо того, чтобы запирать человека в медучреждении, надо создать условия, в которых он сможет реализовать свой потенциал.
Как в Великобритании подходят к определению детей с ООП
Определение особых образовательных потребностей – Special Educational Needs (SEN) – в Великобритании регулируется на законодательном уровне. Впервые этот термин был введен в 1996 году. Сейчас данный статус получают дети:
- с физическими нарушениями (это могут быть нарушения слуха, зрения, ограниченная подвижность, хронические заболевания);
- с трудностями в обучении, обусловленными самыми разнообразными причинами – например, гиперактивностью, дислексией, расстройствами аутического спектра.
Статус SEN не обязательно связан с каким-либо диагнозом. Его могут получить дети, которые медленнее других овладевают речью, чтением и счетом. По статистике, в стране более 12% учеников с SEN, а это более миллиона человек.
С 2014 года британские школьники с особыми потребностями в обучении могут заниматься по индивидуальным образовательным планам – Education, Health and Care Plan (EHC). Ими пользуется около 3,5% учеников.
Инклюзивное образование в различных типах британских школ
Выбор учебного заведения для ребенка, нуждающегося в особом подходе, зависит от того, насколько школа способна удовлетворить его потребности. В Великобритании предусмотрены следующие варианты:
- Обучение в общеобразовательной школе, в обычном классе. Подход к детям с ООП при этом строго индивидуальный: для каждого определяются учебные цели, выстраивается программа в соответствии этими целями, подбираются образовательные методики. Если ребенок испытывает трудности в обучении, для него может быть разработана индивидуальная образовательная программа (упомянутый выше Education, Health and Care Plan). Если необходимо, вместе с учеником на уроке присутствует ассистент. Возможно проведение персональных уроков. За инклюзию в общеобразовательных школах отвечает координатор по особым образовательным потребностям (SENCO). Стоит заметить, что большинство британских детей с особыми потребностями учатся в обычных школах.
- Подбор общеобразовательной школы с ресурсным обеспечением. В таких школах есть специальное оборудование для детей с различными нарушениями здоровья. Кроме того, в них работают профессионалы, специализирующиеся на психологической, медицинской, социальной помощи (психологи, терапевты, ассистенты и т. д.). В таких школах могут учиться дети даже с тяжелыми нарушениями здоровья. Но, поскольку палитра нарушений очень широка, обычно ресурсные школы специализируются на обучении школьников с каким-то определенным набором особенностей. Обучаясь в ресурсной школе, дети с SEN большую часть времени проводят с одноклассниками, вливаясь в коллектив. Особое внимание уделяется составлению расписания – так, чтобы терапевт, ассистенты и другие специалисты могли эффективно распределять внимание между подопечными. Таких школ в Великобритании больше тысячи.
- Выбор специального класса в общеобразовательной школе. В Великобритании свыше 350 школ с отделениями SEN. Такие отделения создаются для учеников, обучение которых в обычном классе создаст проблемы как для них самих, так и для других школьников – требуются слишком разные образовательные подходы. Однако ученики спецклассов участвуют в школьной жизни, носят форму, придерживаются установленных правил и традиций – они полноценные члены школьного сообщества. По возможности устраиваются общие занятия, на которых присутствуют дети из обычных и специальных классов – это позволяет детям с ООП интегрироваться в социум.
- Получение образование в специальной школе. Это учебные заведения для детей с наиболее сложными типами физических или ментальных нарушений. Они созданы для того, чтобы школьники в ООП могли учиться в комфортной обстановке, в том числе под наблюдением врачей. Классы в спецшколах небольшие, со многими учениками педагоги занимаются индивидуально. На первый взгляд, поступление в спецшколу исключает возможность инклюзии. Но если есть возможность, дети с ООП периодически посещают и общеобразовательные школы – например, для изучения отдельных дисциплин.
Образование после достижения шестнадцатилетия
Значительная часть детей с ограниченными возможностями успешно сдает экзамены GCSE и A-Level, а затем поступает в вуз. Но это в основном касается школьников с нарушениями физического здоровья. Подросткам, испытывающим трудности в обучении из-за особенностей психики, помогают подобрать работу в соответствии с их склонностями и способностями.
По закону, юный британец может завершить обучение в конце июня того года, когда ему исполнится 16 лет. Как правило, этот момент совпадает с окончанием Year 11. Но, согласно британским законам, до 18 лет каждый должен либо продолжить обучение в старших классах, либо получить дополнительное образование. Оно может совмещаться с работой. На этом этапе молодым людям с SEN также оказывается поддержка.
Бывают ли проблемы?
Нельзя сказать, что в Великобритании все идеально в плане инклюзии. Систему многие критикуют, считают недостаточно развитой, упрекают правительство в недофинансировании. Немало споров возникает относительно критериев SEN. Некоторые родители злоупотребляют системой поддержки, а у других семей, наоборот, возникают трудности с диагностикой нарушений у детей. Тем не менее, эти проблемы не игнорируются – их стараются решать. Эффективность инклюзии – один из критериев оценки работы школ. В итоге Великобритания входит в число стран-лидеров с наиболее развитой системой инклюзивного образования.
Далеко не каждое образовательное учреждение в России может обеспечить все необходимое для обучения детей с особенностями развития. В школе Heritage созданы максимальные условия, чтобы такие ребята могли комфортно получать образование высокого уровня, начиная с того, что вход в здание оборудован пандусом. В процессе обучения реализуется индивидуальный подход, направленный на всестороннюю поддержку ребенка. Также в школе постоянно проводятся тематические недели против буллинга, а основная нравственная ценность, которой придерживается все школьное сообщество, — уважение к окружающим людям.