STEM-Education или STEM-образование – новаторский подход в обучении, стремительно набирающий популярность. Что такое STEM, и почему он уверенно вытесняет традиционную образовательную модель? Преимущества и недостатки новой методики для современных школьников в новой статье нашего эксперта!

STEM – один из самых обсуждаемых трендов в сфере школьного образования. Буквально за пару десятилетий STEM-подход получил распространение по всему миру. Американские, канадские, британские, европейские и азиатские школы внедряют направление STEM в свои учебные программы. Передовые российские школы также оценили перспективность нового образовательного формата. Что же принципиально отличает STEM от традиционной модели образования? С вами Mr. Great, и сегодня мы разберемся, что стоит за модным трендом, и стоит ли брать его на вооружение!

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие STEM

Аббревиатура STEM берет свое начало в Соединенных Штатах. Понятие вошло в обиход в начале 2000-х. Научный фонд США дал название STEM новому тренду, целью которого стало развитие технического образования в стране. STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Math или Естественные науки, Технологии, Инженерия и Математика.

В основе STEM лежит изучение дисциплин не как отдельных предметов, а как единого целого. Ученик призван видеть взаимосвязи предметных областей и общую картину, находить комплексные и глобальные решения проблем.

В США STEM является частью образовательной политики и ставит своей задачей восполнить нехватку квалифицированных рабочих кадров.

Наряду с понятием STEM существует и его аналог STEAM, где комплекс предметов включает и гуманитарные дисциплины ("A" обозначает Arts).

STEM-образование на уровне школы и университета сейчас можно не только в США, но и в Великобритании, Швейцарии, Германии, Сингапуре, Японии и других странах.

Новый подход к образованию

Сочетание прикладных и теоретических навыков, лежащее в основе STEM-подхода, дает возможность получить более глубокие познания и обеспечивает глобальное видение изучаемых дисциплин.

Базовые принципы СТЭМ: междисциплинарность, инновационность, креативность, прикладное применение полученных знаний, критическое мышление.

Каждый элемент системы отвечает за развитие определенных навыков:

  • Science (Естественные науки) – объясняет законы окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается с рождения;
  • Technology (Технология) – дает опыт применения полученных знаний в реальной жизни;
  • Engineering (Инженерия) – учит экспериментировать, работать с ресурсами и материалами;
  • Math (Математика) – развивает логику и алгоритмическое мышление.

В STEAM-подходе включено также направление Arts (Искусство, Гуманитарные науки), отвечающее за понимание социально-исторического контекста и успешную коммуникацию с людьми.

В отличие от предыдущих поколений, которые изучали каждую дисциплину отдельно и зачастую просто не понимали, зачем им те или иные знания, современные дети, обучающиеся в соответствии с принципами STEM, четко видят логические связи между предметами и знают, как применить полученные навыки на практике и искать решения для реальных задач.

Распространенная практика в STEM – проектная деятельность. Например, ученики средней школы могут работать над созданием теплицы для выращивания овощей. Знания по биологии потребуются, чтобы выбрать растение и определить оптимальные условия для его выращивания. Технология, инженерия и законы физики понадобятся для проектирования и изготовления теплицы, химия поможет в выборе удобрений, а математика необходима для расчётов. Помимо применения полученных знаний, дети научатся работать в команде, эффективно распределять роли в коллективе, приоритизировать задачи и подводить итоги.

Преимущества и недостатки STEM-образования

STEM-подход обеспечивает прекрасное фундаментальное образование. Независимо от того, выберет ли ребенок связанную со STEM специальность в дальнейшем, полученные навыки, безусловно, будут полезными в построении успешной карьеры.

Основные преимущества STEM-обучения:

  • Учебный процесс более увлекателен (по сравнению с традиционным) и ассоциируется с приключением. Спроектировать уборщика мусора на робототехнике или создать автоматизированную метеостанцию – возможные варианты проекта для студентов старших классов;
  • Развивается аналитическое и критическое мышление. Дети не просто поглощают информацию, они учатся анализировать и подвергать сомнению источники;
  • STEM-подход делает точные науки интересными для всех, а не только для ребят с выраженными способностями;
  • С детства школьники получают навыки командной работы и вежливого поддерживающего общения, строят здоровые отношений в коллективе;
  • Инновационность. Дети работают с современными технологиями и держат руку на пульсе новейших достижений;
  • Проектная деятельность с осязаемым результатом дает удовлетворение от учебы и порождает убежденность в том, что мир можно изменить, и действия каждого отдельного человека важны.

Безусловно, STEM-образование подходит не всем. Так, очевидным минусом для творчески одаренных детей будет недостаточное внимание к развитию креативных навыков. Музыка, исполнительские виды искусств, живопись присутствуют в STEM-программах незначительно. По большому счёту STEM готовит высококлассных современных инженеров с глобальным видением процессов.

Программы относительно новые, большинство преподавателей не изучали STEM-методики и вынуждены проходить переквалификацию. Кроме этого, выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в вузы пока заточены на традиционные образовательные форматы.

STEM в домашних условиях

Что делать, если в школе не предусмотрено STEM-обучение, а вам очень хочется развить ребенка в инженерном направлении? Для домашней работы есть множество возможностей. Наиболее эффективно будет сделать акцент на том, чем увлекается ваше чадо.

Например, для мальчика, интересующегося машинами, процесс сборки модели авто LEGO может стать первым шагом в мир автомобилестроения! Важно выстроить связи с изучаемыми в школе темами, углубить познания и развить дополнительные навыки. В примере с конструктором LEGO это может выглядеть так:

  • Сходить на выставку ретромобилей и посмотреть, какие машины выпускались в тот исторический период, который сейчас изучает ребенок в школе;
  • Разобраться, из каких элементов состоят выхлопные газы, и сколько кислорода расходует среднестатистический автомобиль;
  • Предложить ребенку построить макет нескольких улиц, выучить базовые правила дорожного движения и проложить траекторию пути модели машинки с учетом усвоенных ПДД

Как видите, с продуманными логическими привязками, ребенок глубже погружается в тему, получает дополнительные межпредметные знания, и, самое главное, делает это увлеченно и с удовольствием!

Всегда ваш,
Mr. Great