Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Время чтения: 10 минут

Наверное, вы слышали старую шутку о том, что средняя школа – для среднего ученика. Но дети-то не «средние»! В одном классе за соседними партами могут сидеть и олимпиадник, которому банально скучно, и отстающий ученик, который с каждой темой понимает все меньше и меньше, и профориентированный школьник, которому этот предмет позарез нужен для поступления, и новичок в классе, который привыкает к новому учителю и обстановке, и увлеченный, но рассеянный эрудит, и ребенок, который всегда получал хорошие оценки, но после болезни не успевает за классом и вот-вот скатится в троечники, и… В общем, дети разные. Одним надо просто освоить базовую программу, другие хотят изучать предмет углубленно, третьим – хоть бы что-то понять! А что в итоге? Учитель ведет урок по усредненному плану, выдвигая общие требования. Вроде бы достигнут компромисс, но в итоге никто из детей не получает то, что ему нужно.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

А если взять всю школьную программу? Кто-то обожает информатику, кто-то демонстрирует великолепные результаты в изучении иностранного языка, а кто-то регулярно выезжает на спортивные соревнования или готовится к международному музыкальному конкурсу. Ну как всех стричь под одну гребенку?

Поэтому сейчас в школах – по крайней мере, в продвинутых – все чаще звучит фраза «индивидуальный образовательный маршрут».

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое ИОМ?

Это понятие означает персонализированную программу, которая учитывает способности ребенка, его долгосрочные цели (например, поступить в вуз по данному направлению) и текущие задачи (подтянуть успеваемость, подготовиться к олимпиаде).

Точного определения ИОМа пока нет, как и требований к нему. Маршрут составляется под руководством классного руководителя, с участием педагогов, родителей и – крайне желательно! – самого ученика.

Что учитывается при составлении индивидуального образовательного маршрута:

  • Склонности и таланты ребенка, его личные интересы.
  • Состояние здоровья и другие факторы, влияющие на скорость изучения предмета.
  • Событийные факторы, сказывающиеся на учебном процессе (они могут быть как негативными – болезнь, переезд с необходимостью адаптации в новом классе, так и позитивные для самого ученика – поездки на конкурсы, соревнования).
  • Краткосрочные задачи – например, наверстать программу или углубленно изучить какую-то тему.
  • Долгосрочные цели – скажем, подготовиться к олимпиаде или к сдаче ЕГЭ на 90–100 баллов.
  • Параллельная занятость школьника – на какие предметы ему важнее сделать акцент, а какие достаточно изучить на базовом уровне.
  • Индивидуальные особенности характера и темперамента, предпочитаемые виды образовательной активности.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет более эффективно управлять развитием и обучением ребенка, давая ему возможность максимально реализовать потенциал и достичь важных для него целей.

Программа может составляться на относительно короткий период (четверть, полугодие) или на длительный (например, старшие классы). При этом ничто не мешает ее корректировать.

Индивидуальные образовательные маршруты могут применяться как на домашнем обучении, так и в обычных школах. При этом базовая программа в любом случае должна быть освоена школьником. Но ИОМ позволяет делать точечные акценты на тех предметах, на которых по той или иной причине нужно сконцентрироваться ученику.

Какими могут быть ИОМы

Технология ИОМа многофункциональна: их можно использовать для «подтягивания» отстающих школьников, повышения эффективности обучения одаренных детей, а также для целенаправленной профориентации любого ученика.

Перечислим основные варианты, которые чаще всего реализуются в школах.

1. «Подтягивающие»

То есть индивидуальные маршруты для решения проблем с текущей успеваемостью. В центре маршрута может быть как один предмет, который не дается ученику, так и несколько. Метод совершенно не нов – еще в советских школах практиковалась помощь отстающим ученикам, только тогда это было общественной нагрузкой для одноклассников. Но не стоит думать, что этот вариант подходит только для двоечников. Ситуации, когда надо догнать программу, могут возникнуть и у успешных учеников. Иногда ребенок отстает от программы из-за болезни, а иногда просто тяжело дается какой-то предмет.

Чаще всего этот тип ИОМа краткосрочный: догнав одноклассников и разобравшись с недопонятыми темами, школьник вливается в поток – то есть начинает заниматься в том темпе, что и одноклассники.

Кроме того, «подтягивающие» маршруты помогают нивелировать разницу в знаниях и навыках, которые порой возникают при переходе ребенка в новую школу. А в младших классах – решить проблему, возникающую из-за разницы в дошкольной подготовке.

2. Акцентированные маршруты для одаренных детей.

Этот вариант подразумевает углубленно изучение предметов, в которых ребенок наиболее успешен, к которым чувствует интерес. Зачастую этот метод применяют для занятий с олимпиадниками.Цель индивидуального образовательного маршрута в данном случае – интенсивно развивать таланты ребенка, помочь ему направить познавательную энергию в сторону своего призвания.

Как правило, такие дети много занимаются любимым предметом во внеурочное время. Если школа разработает для ученика индивидуальный образовательный маршрут, занятия в школе и за ее пределами можно синхронизировать, что повысит эффективность и учебы, и работы с репетиторами, и самообразования. Эффект будет синергетическим.

3. Профориентационные ИОМы.

Это тоже акцентированный маршрут, но его особенность в том, что он может быть выстроен для каждого ученика в классе. Цели могут быть сравнительно скромными, но жизненно важными для конкретного школьника: например, подготовка к сдаче ЕГЭ на тот балл, который позволит поступить в колледж на выбранную специальность (не всем же нужны МГИМО и Гарвард). Это дальнейшее развитие идеи разделения старших классов на профильные – математические, гуманитарные, языковые. Но такое разделение не всегда решает задачи ученика. Например, подросток может быть одновременно заинтересован в изучении точных наук и английского языка – для поступления в иностранный вуз, а в школе ему предлагают выбирать между двумя классами с углубленным изучением либо того, либо другого. ИОМ более гибок.

Стоит заметить, в зарубежных школах такой подход – углубленное профориентационное изучение нескольких предметов – давно уже стал нормой. Например, в Великобритании в старших классах, на предуниверситетской ступени, ученики концентрируются на изучении трех-четырех, максимум пяти дисциплин – и уверенно идут к поставленной цели. Такой подход дает отличные результаты.

Такие ИОМы более демократичны, чем маршруты для одаренных – они позволяют сделать успешным каждого ребенка, помогая ему развиваться в том направлении, которое ему близко и в котором он наиболее эффективен.

В рамках ИОМа, если у школы есть возможности, целесообразно организовать преподавание дополнительных предметов, в которых заинтересованы современные школьники – например, робототехники, программирования, дизайна, дополнительных иностранных языков, права, экономики и т. д. Это могут быть кружки, клубы – но при этом занятия учитываются при распределении нагрузки в рамках индивидуального образовательного маршрута.

4. Экзаменационныей ИОМы.

Это разновидность профориентационного, но более узкая. Маршрут максимально сконцентрированный и относительно краткосрочный. Целью становится подготовка к сдаче конкретного экзамена (или экзаменов). В России такая подготовка зачастую подразумевает занятия с репетиторами, и – давайте откровенно – учителями это не всегда воспринимается адекватно (своеобразная профессиональная ревность). Но если синхронизировать задания, которые даются в школе, с обучением у репетитора, эффект будет намного выше. Разумеется, обучение на курсах подготовки к ЕГЭ или с репетитором совершенно необязательное условие для такого ИОМа. Наоборот, если ИОМ выстроен грамотно, без репетитора можно и обойтись.

5. ИОМы для спортсменов, художников и музыкантов.

Такие программы учитывают желание ребенка развиваться в «нешкольных» направлениях, реализуя свои спортивные или творческие способности. У ребят, интенсивно занимающихся в секциях, музыкальных или художественных школах, очень высока внеклассная нагрузка. Кроме того, их часто вырывают из учебного процесса поездки на конкурсы и соревнования.

Но не стоит думать, что подобный ИОМ – это упрощенная программа, задача которой – «лишь бы сдал на тройку» (есть такой стереотип, особенно по отношению к юным спортсменам). Ребенок вполне может быть заинтересован в глубоком изучении каких-то предметов, но из-за специфики его лайфстайла в рамках обычной школьной работы это затруднительно: пропустил несколько тем, и «адью», будешь числиться в отстающих. Индивидуальный образовательный маршрут как раз-таки позволяет не отставать и даже углубленно изучать отдельные дисциплины, несмотря на внешкольную нагрузку.

6. Индивидуальные маршруты для детей с особыми образовательными потребностями.

На первый взгляд может показаться, что это уже упомянутое «подтягивание» отстающих. Но нет, у детей с особыми потребностями проблемы глубже. Нормальному обучению могут мешать особенности здоровья, психологические нюансы, социальные барьеры. К примеру, такие маршруты учитывают гиперактивность ребенка, соматические заболевания, органические повреждения (зрения, слуха), нарушения речи, временные психологические проблемы (скажем, вызванные сильным стрессом из-за развода родителей и т. п.), неблагоприятную социальную обстановку в семье, языковую адаптацию – и многое другое.

При составлении ИОМа для ребенка очень важно выявить причины, которые снижают его эффективность и, возможно, выстроить работу совместно с тьюторами, психологами, социальными педагогами и другими специалистами.

Как ИОМ помогает сделать обучение максимально эффективным – и здоровым

Уже само название говорит о том, что в основе индивидуального маршрута – акцент на индивидуальность юного человека. ИОМы позволяют учесть и склонности, и возможности школьника. На их основе можно выстраивать и семейное обучение, и экстернат, и вполне обычную работу в школе – но делая ее персонализированной.

В широком смысле ИОМ – это построение личной образовательной стратегии.

Применяться эта технология может на всех этапах обучения – от дошкольного до предуниверситетского.

Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут, необходимо учесть:

  • цели и задачи ученика;
  • его склонности и интересы;
  • физические и психические возможности (а также особенности, если они имеются);
  • уровень текущей подготовки;
  • внешкольную нагрузку.

Кроме того, крайне желательно учитывать скорость обработки и восприятия информации ребенком, его темперамент, предпочитаемые стили образовательной активности.

Благодаря такому подходу появляется возможность более эффективно использовать время, снизить общую утомляемость и при этом добиться более высоких образовательных результатов. В итоге ИОМ становится не только способом повысить успеваемость ребенка и помочь ему в раскрытии талантов, но выступает в качестве здоровьесберегающей технологии.

Обучение в школе Heritage проходит по двум программам — международной и российской. Выпускники Heritage могут получить два аттестата — Advanced Level General Certificate of Education (A Level) и российский аттестат о среднем образовании. Школа Heritage прошла процедуру внешней аккредитации Кембриджского университета. Это дает школьникам возможность учиться по международной программе, а выпускникам — сдавать Кембриджские экзамены, результаты которых принимаются многими мировыми университетами.
Программа The Cambridge International Curriculum предлагает учащимся Heritage International School получить образование, которое имеют выпускники международных школ в 160 странах мира. При этом процесс обучения проходит на английском языке.

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.