A-Level и International Baccalaureate (IB) – в чем сходства и различия между программами

Время чтения: 11 минут

Планируя поступление в университеты Великобритании и других стран, абитуриент сталкивается с выбором между двумя международными программами: A-Level и IB. Какая же из них лучше? Что выбрать – A-Level и International Baccalaureate? Какие между ними различия? Подготовка по какой из программ дает больше шансов на поступление в престижный иностранный вуз?

A-Level и International Baccalaureate (IB) – в чем сходства и различия между программами

СОДЕРЖАНИЕ

Изучая требования к поступлению в британские университеты, будущие абитуриенты (и их родители) сталкиваются с двумя ключевыми терминами: A-Level и International Baccalaureate (IB). Это две международные программы, по которым занимаются старшеклассники, нацеленные на получение высшего образования в Великобритании. Эти же программы лежат в основе подготовительных курсов для иностранцев, уже получивших образование на родине.

В большинстве британских школ Sixth form – то есть в старших классах, на предуниверситетской ступени – дается образование по программе A-Level, завершающееся сдачей соответствующих экзаменов. Но если вы изучали требования к поступлению в университеты других стран – США, Канады, Европы – то наверняка заметили, что там фигурирует International Baccalaureate (международный бакалавриат). При этом британские вузы тоже принимают абитуриентов, занимавшихся по программе IB. С другой стороны, после обучения по A-Level ничто не мешает подавать документы в большинство ведущих американских или европейских вузов.

Возникает закономерный вопрос: какая программа лучше? Какая даст больше шансов выпускнику поступить на выбранную специальность в престижный, рейтинговый вуз? Есть ли разница, по какой из них заниматься, если в ваших планах, к примеру, – штурм Оксфорда или Кембриджа?

Хорошо, конечно, когда есть выбор. Но родители, выбирающие для ребенка британскую или международную школу-пансион, рискуют оказаться в положении Буриданова осла, которому философ Буридан подкинул сложнейшую задачу – выбор между двумя аппетитными охапками сена. По легенде, бедолага умер от голода, так и не определившись.

Шутки шутками, но решать надо на основании фактов, трезво взвесив все «за» и «против», проанализировав особенности обоих вариантов.

Давайте же посмотрим на ключевые сходства и принципиальные отличия A-Level и IB.

Кратко о GCE Advanced Level: в чем особенности программы

 

В британских школах ученикам предоставляется выбор из 25–40 учебных дисциплин. Часть из них стандартные, присутствующие в любом учебном заведении – математика, английский естественные науки, часть более редкие – например, политология, философия или латынь. Старшеклассник выбирает 3–4, максимум 5 предметов для углубленной подготовки. Выбор зависит от того, на какую специальность и в какой вуз он собирается поступать.

Занятия в старших классах длятся около 20–25 часов в неделю, из которых большая часть посвящена академическим дисциплинам, и 5–8 часов английской литературе (в Британии она неотделима от изучения языка). Дополнительно большинство учеников занимаются в различных клубах, секциях – творческих, научных, спортивных. Желающие готовят Extended Project Qualification, то есть пишут эссе по итогам исследовательского проекта. Дополнительные достижения и эссе хотя и не влияют на поступление на прямую, учитываются при поступлении в британские вузы.

Главная особенность в том, что это национальная учебная программа, заточенная под требования британских вузов. Но при этом академическая подготовка, которую дают занятия по данной программе, позволяет успешно поступать в сильнейшие вузы мира и получать там высшее образование.

Кратко об International Baccalaureate: как занимаются по этой программе

Программа международного бакалавриата International Baccalaureate (IB) – была разработана около полувека назад в Швейцарии. Получается, это швейцарская национальная программа? А вот и нет. IB переросла национальный уровень и стала международной. Результаты принимаются при поступлении в вузы по всей Европе, в США и Канаде.

IB обеспечивает старшеклассникам предуниверситетскую подготовку и подразумевает, что подросток выберет 6 предметов для изучения. Выбор дисциплин в рамках IB проводится из шести групп:

  • родной язык (если родной язык не преподается в учебном заведении, можно заменить его на второй иностранный);
  • различные иностранные языки;
  • математика и информатика различного уровня сложности;
  • социально-гуманитарные науки;
  • естественные науки;
  • художественные дисциплины.

Из каждой группы студент должен выбрать что-то интересное для себя, кроме шестой (музыка, танцы, дизайн и т. д.). Предмет из шестой группы можно «обменять» на любой из 2–4 групп.

Дисциплины выбираются в соответствии с планами на поступление и интересующей специальностью. Половина из выбранных предметов изучается стандартно (150 учебных часов), на трех молодой человек концентрируется максимально (240 часов). С разрешения координатора программы количество углубленно изучаемых дисциплин может быть расширено до пяти.

Кроме того, школьники занимаются творчеством, спортом, волонтерством (блок Community, Action, Service) и изучают теорию познания (Theory of Knowledge). Исследование, итогом которого станет эссе, для IB -студентов обязательно.

Что общего у IB и A-Level?

Чтобы понять, по какой программе лучше заниматься вашему ребенку, стоит проанализировать сходства и различия между программами. Смотрим, что у них общего:

  • Обе программы подразумевают двухлетнюю университетскую подготовку для подростков в возрасте 16–18 лет.
  • В обоих случаях старшеклассники концентрируются на нескольких профильных предметах, которые понадобятся им при поступлении. Но при этом преподаются определенные базовые дисциплины и подразумевается интенсивная и интересная внеклассная деятельность, спортивная и творческая активность.
  • Занимаясь по программам A-Level и IB, ученики получают навыки проведения исследовательской работы и написания эссе
  • Выпускники, прошедшие данные программы, могут поступать в различные вузы США, Канады, Великобритании, Европы, Австралии, ряда стран Азии. Стоит подчеркнуть, что абитуриенты, занимавшиеся по программе A-Level, хотя она и национальная, высоко ценятся не только в родных британских вузах, но и иностранных.
  • База, которую дают обе программы, позволяет поступить в самые престижные учебные заведения (разумеется, все зависит от успехов конкретного выпускника).
  • Итоговые экзамены сдаются по итогам двух лет пред университетской подготовки (промежуточные испытания, которые раньше в британских школах сдавали после завершения Year 12, были упразднены семь лет назад).
  • Результаты экзаменов в обоих случаях принимаются многими рейтинговыми университетами планеты.

Есть ли у A-Level и IB существенные отличия?

Теперь давайте посмотрим, чем отличаются международный бакалавриат и британская программа A-Level:

  • Одно из ключевых отличий касается исследовательской работы и эссе. Если для IB-студентов этот пункт программы обязателен, для обучающихся по программе A-Level – только рекомендован.
  • А вот с блоком внеклассных занятий – наоборот. Если старшеклассник занимается по A-Level, он сам решает, сколько времени ему посвящать спорту, творчеству и социальной активности. Программа международного бакалавриата требует определенного минимума по направлению Community, Action, Service.
  • IB -студентов готовят к социальной деятельности, они участвуют в волонтерских проектах. Для тех, кто учится по программе A-Level, этот сегмент сугубо добровольный.
  • У IB -студентов шире выбор необычных для стандартной школы дисциплин – например, ученик может изучать киноиндустрию. В британской программе шире предметов экономического и художественного направления (бизнес, экономика, драма, искусство и т. д.).
  • Нагрузка у школьников, выбравших международный бакалавриат, выше. Это связано с тем, что у них больше обязательных занятий, которые для «британцев» опциональны. Хотя, конечно, ничто не мешает конкретному старшекласснику, обучающемуся по английской системе, загрузить себя по самую макушку внеклассными занятиями и погрузиться в исследовательский проект, но речь идет об обязательной учебной нагрузке.
  • «Международникам» практически обеспечена полная загрузка, свободного времени у них почти не остается (что импонирует многим родителям). От «британцев» требуется более высокая самоорганизация, более высокая личная ответственность и наличие навыков тайм-менеджмента.
  • У «международников», как правило, шире кругозор.
  • У «британцев» – лучше знание английского языка. Речь идет не о стандартном уровне, необходимом для поступления в вузы (это само собой разумеющееся в обоих случаях), а о более красивой речи, богатом словарном запасе, глубоком знании английской литературы и т. д. То есть даже если английский – родной язык, обучающиеся по британской системе имеют шансы овладеть им на более высоком уровне.
  • A-Level предполагает более глубокую концентрацию на профильных дисциплинах и более сильный академический подход, что полезно для занятий точными и естественными науками. В International Baccalaureate делают большую ставку на развитие самостоятельного критического мышления, на широкий междисциплинарный подход, на способность самостоятельно получать знания и делать выводы (поэтому в IB изучается теория познания, а исследовательский проект с эссе обязателен).
  • Замечено, что International Baccalaureate обычно дает более сильные знания в гуманитарной сфере, тогда как выпускники, обучавшиеся по британской программе, показывают более высокие результаты в точных науках.

Насчет последнего пункта следует оговориться, что речь идет об общей статистике. Конкретный абитуриент может показать блестящие результаты и на голову превзойти сверстников независимо от того, по какой программе он учился. Но если брать общие данные по молодежи, поступившей на математические факультеты, то выяснится, что их выбирает 3,7% из «британцев» и 1,3% IB-студентов. Считается, что в рамках A-Level можно получить более глубокие знаниям по точным наукам. Впрочем, многие утверждают, что математически экзамен на международном бакалавриате все-таки сложнее.

Какая программа дает больше шансов на поступление в топовые вузы Британии и мира?

В общей статистике поступивших в топовые вузы лидирует IB. Если взять 20 топовых мировых университетов, то окажется, что 40% поступивших занимались по программе международного бакалавриата, а около 24% – по A-Level. Но это может быть связано с тем, что IB более распространена.

В вузах Великобритании негласно считается, что A-Level для абитуриента предпочтительнее. Тем, кто планирует штурмовать Оксфорд и Кембридж, настоятельно рекомендуется обучение по «родной» предуниверситетской программе. Учитывая, что программа A-Level лучше учитывает требования английских университетов, это вполне обосновано.

Стоит учитывать и тот факт, что вузы нередко устанавливают для тех, кто сдавал экзамены по программе международного бакалавриата, более высокий проходной балл. Это связано с особенностями экзаменационной системы и разным подходам к оцениванию знаний. К тому же в International Baccalaureate на успеваемость сильно влияют рефераты, доклады, а также участие в групповых проектах.

Точной шкалы перевода оценок A-Level и IB нет, в приемных комиссиях практикуют различные подходы.

По какой программе заниматься – британской или международной?

Сравнивая две ведущие образовательные программы планеты, стоит принять во внимание следующие соображения:

  • Если планируется поступление в британские вузы, особенно Оксфорд и Кембридж, A-Level предпочтительнее. Международный бакалавриат дает больший выбор среди учебных заведений планеты.
  • Если ваш ребенок – типичный гуманитарий, возможно, ему лучше заниматься по IB. Но надо смотреть, какие именно предметы его интересуют, так как A-Level дает больше выбора по художественным дисциплинам.
  • Если старшеклассник решил специализироваться на точных дисциплинах – рекомендована британская программа.
  • Если у юного человека отличные навыки самоорганизации и он способен самостоятельно расставлять приоритеты, можно смело отправлять его в английскую школу с национальной программой. Если же вы считаете, что ребенку не хватает самодисциплины и вообще чем меньше свободного времени, тем лучше, – оптимален IB.
  • Если подросток еще не окончательно определился с будущей профессией и хочет «на зубок» попробовать себя в разных сферах, лучше отправить его на International Baccalaureate. Если точно знает, что ему нужно и готов с головой погрузиться в профильные предметы – тогда на A-Level.

Естественно, это общие рекомендации. Чтобы сделать максимально обоснованный выбор, необходимо тщательно проанализировать программы и предоставляемые ими возможности. И делать это должны не только родители, но и сам ученик. Ведь учиться-то именно ему! И чем больше программа будет подходить личным склонностям старшеклассника, его способностям и планам на будущее, тем успешнее будет обучение.

Программа школы Heritage базируется на программе Cambridge Advanced, которая востребована самыми престижными университетами мира и развивает следующие знания, умения и навыки:

  • глубокое понимание учебных предметов;
  • независимое мышление;
  • умение применять знания и навыки в новых и уже знакомых ситуациях;
  • логическое мышление и умение находить аргументы;
  • умение давать оценку фактам и принимать решения;
  • навык общения и работы на английском языке.

Если вам важно развивать в ребенке указанные качества, то обучение в Heritage School в этом поможет.

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.