Знаете ли вы, что ответить ребёнку, если он спросит, отчего школьные автобусы выкрашены в жёлтый цвет? А вот вопрос посерьёзнее: если вы отправляете чадо на экскурсию вместе с классом, как убедиться, что в автобусе обеспечены все меры безопасности? Можно ли подзадержаться в пути и вернуться за полночь? И какие вообще требования к перевозке детворы?

Автобусы, похожие цветом на солнышко с детских рисунков или на сочный апельсин, сейчас встречаются на российских дорогах довольно часто. А ведь ещё лет двадцать назад – совсем недавно по историческим меркам – понятие специального школьного автобуса для жителя России прочно ассоциировалось с культурой США: school bus появляется в американских фильмах и книгах с завидной регулярностью. Одна из примет одноэтажной Америки! Как же появилась идея создать ярко-жёлтый автобус для детворы и как эта идея пришла к нам?

Если ваш маленький почемучка требует у вас ответа на вопрос, почему же школьные автобусы не красят в синий, алый или зелёный – после прочтения этой статьи вы точно сможете дать основательный ответ!

Впрочем, жёлтый цвет – лишь одна из особенностей автотранспорта, предназначенного для перевозки школьников. Есть и другие отличия этого транспортного средства, напрямую связанные с безопасностью.

СОДЕРЖАНИЕ

Тайна человеческого глаза

Централизованная доставка на занятия школьников из пригородов и сельской местности практикуется в Северной Америке уже пару веков (хотя первенство всё-таки отдаётся Лондону, а точнее – одной из кваркерских школ этого города). Но именно в Америке школьные омнибусы, а затем и школьные «моторы» получили особенно широкое распространение. Дело в том, что США – страна больших пространств, разбросанных по этим пространствам фермерских хозяйств и широких пригородных зон.

Сначала школьный транспорт не отличался особым комфортом: например, в начале XX века это были небольшие угловатые автобусы, похожие на грузовики – с тентом вместо крыши, с деревянными бортами, твёрдыми скамейками и даже без стёкол. Но постепенно взрослые стали задумываться о том, как повысить безопасность и комфорт таких перевозок...

Говорят, что Генри Форду принадлежит высказывание: «Автомобиль может быть любого цвета при условии, что он чёрный». А профессор из Колумбийского университета Фрэнк Кир заявил: школьный автобус может быть только жёлтым!

  • Во-первых, этот яркий цвет отлично воспринимается периферийным зрением (в 1,24 раза лучше, чем красный), что очень важно на дороге.
  • Во-вторых, жёлтый транспорт заметен на большом расстоянии, когда машины других оттенков норовят слиться с ландшафтом.
  • А в-третьих, этот цвет хорошо различим в плохую погоду, в дождь и снег, в сумерках и темноте.

В 1939 году Фрэнк Кир созвал конференцию для выработки стандартов для школьного транспорта. В ней приняли участие специалисты знаменитых фирм из автотранспортного сектора: Ford, Chevrolet, Blue Bird. Участвовала в конференции и известная компания DuPont, производящая краски. В итоге был принят национальный стандарт для школьных автобусов, основывающийся аж на 44 требованиях, в том числе и к цвету.

Выбирали из полусотни жёлтых оттенков! И вот, наконец, остановились на сочном и броском тоне, который получил название national school bus chrome. (А почему chrome? Да потому, что из хрома производят насыщенно-жёлтый пигмент). Есть у этого оттенка и ещё одно название: National School Bus Glossy Yellow (то есть глянцевый жёлтый).

Что же касается модельного ряда, то одним из самых узнаваемых и популярных вариантов стал длинный автобус, спереди напоминающий грузовик, – Blue Bird Conventional. До 14 метров в длину!

Кстати, обратите внимание на чёрные полосы и буквы на жёлтом фоне: в США они тоже обязательны. Дело в том, что такое цветовое сочетание смотрится очень контрастно, что повышает узнаваемость транспорта на дороге.

Жёлтый автобус покоряет мир

Идея Фрэнка Кира не сразу распространилась в других странах. Например, во второй половине XX века по Британии разъезжали скромные серые автобусы марки Bedford. А во Франции детей доставляли в школы небольшими стайками машины, напоминающие современные российские маршрутки.

Но постепенно преимущества жёлто-чёрного сочетания оценили и в Европе, и в Азии, и в Африке. Сейчас в такой расцветке всё чаще можно увидеть и электробусы, на которые постепенно переходят во многих странах.

История школьного автотранспорта в СССР и России

К сожалению, национальной системы перевозки школьников до начала 2000-х годов в России не существовало. Вплоть до 1950-х годов, а кое-где и дольше, множество сельских ребятишек, чтобы сесть за парту, шагало по размытым и три, и пять, и даже семь километров… Счастье, если грузовик подберёт, если водитель разрешит забраться в кузов! Да и впоследствии, даже в 80-90-е годы, немало детей топало за знаниями по полям и перелескам, чтобы добраться до школы в соседней деревне. А старшеклассники из небольших посёлков массово «закалялись» под дождём и на морозе, ожидая рейсового автобуса или попутки, которые добросят до райцентра.

Первые автобусы для перевозки детей появились в СССР только в 1970-х годах, да и те выпускались не слишком большими партиями. Их чаще использовали для экскурсионных целей, прикрепляли к пионерским лагерям.

Первой такой моделью считается ЦКБ-А807, созданный на базе ЛАЗ-695Б. Ему добавили выдвижную подножку и поручни, а ещё снабдили радиоточкой для связи. Комфорт, правда, был относительный: количество мест… увеличили почти вдвое. В сравнительно небольшой автобус набивалось аж 74 школьника! Спорное решение, конечно. Для узнаваемости на дороге автобус ярко раскрашивали в весёлые цвета. Всего было выпущено 32 единицы такого автотранспорта.

А первым серийным школьным автобусом советской эпохи стал «пазики»: около трёхсот переоборудованных ПАЗ-652 и ПАЗ-651. Для огромной страны – капля в море.

Специально же для советских школьников разработали БЗ-07Ш: компактный, хорошо узнаваемый, чем-то похожий на американских собратьев благодаря кабине, напоминающей часть грузовика. Детская версия в целом была похожа на стандартные автобусы КАвЗ, разъезжавшие по сельской местности, но у неё была лучше тормозная система. И отопление добавили. Выпускали такие модели до 1978 года. Как правило, особых цветов для них не выбирали.

Но вот, наконец, в конце 90-х транспортировкой школьников озаботились на государственном уровне. Сначала, в 1999 году, был принят ГОСТ Р 51160-98, регламентирующий производство специального автотранспорта для перевозки детей.

А в 2001-м началась реализация федеральной программы «Школьный автобус». И постепенно на дорогах большой страны стало появляться всё больше современных автобусов для юного поколения, вполне отвечающих мировым стандартам. Кстати – жёлтого цвета.

Какой он – школьный автобус XXI века?

Муниципалитеты и организации в России закупают транспорт для детворы у разных производителей. Одной из самых «продвинутых» считается модель ГАЗ Вектор NEXT: с эстетичными обтекаемыми линиями передней части, двумя стеклянными дверями (каждая с выдвижной подножкой), пневмоподвеской. Безопасность ребятишек обеспечивают трёхточечные ремни безопасности. Недостаток, пожалуй, только один: высоковата цена.

Интересная модель – САРЗ-32802, напоминающая длинноносые автобусы КАвЗ (разработка компании «Самотлор-НН»). Выглядит слегка винтажно, под «ретро», но в этом есть своя прелесть. Увы, производитель выдал всего шесть моделей. И это не единственный пример, когда школьные автобусы предлагаются в виде нескольких опытных моделей, а потоковое производство так и не начинается. Например, Самотлор-5295, отличающийся интересным расположением сидений в салоне, вообще был переоборудован в обычный муниципальный автобус.

А вот если говорить о самой популярной в России модели школьного автобуса – так тут безоговорочное первенство остаётся за «пазиками». Конструкторы Павловского автобусного завода (ПАЗ) сумели найти баланс между соблюдением стандартов безопасности/комфорта/качества и приемлемой стоимостью. Для школьников разработано пять моделей: какие-то более удачные, какие-то менее.

Пожалуй, самым удачным стал ПАЗ-32053-70: пусть он и не поражает дизайном (откровенно говоря, выглядит так, будто явился из прошлого), зато надёжен и полностью соответствует критериям ГОСТ Р 51160-98. Этот уютно выглядящий «пазик» рассчитан на 22-23 пассажира (с учётом взрослых). В холодный сезон в салоне комфортно благодаря двойным стёклам и утеплению. Портфели с рюкзаками школьники закидывают на верхние багажные полки.

Особые требования к «жёлтым» автобусам и вояжам юных путешественников

Но давайте поговорим о безопасности, ведь при перевозке школьников – будь то ежедневная дорога до школы или экскурсия – это самое главное. Какие основные требования в РФ выдвигаются к автобусам, на которых большими буквами написано: «ДЕТИ»?

  • Транспортному средству не должно быть больше 10 лет. Естественно, оно должно быть в полной исправности.
  • Управлять «школьником» имеет право только водитель, которого никогда не лишали прав, на которого не налагали административный арест за нарушение ПДД. Опыт вождения автобусов – не менее трёх лет.
  • Дети во время поездки должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.
  • Поручни у школьного автобуса тоже создаются с учётом роста детей – они заниженные.
  • Обязательна низкая подножка, чтобы даже малыши могли без труда взобраться в салон. За процессом «погрузки» шебутной компании водитель наблюдает с помощью панорамных зеркал.
  • Цвет – жёлтый, на кузове надпись «Дети», спереди и сзади соответствующие знаки, извещающие других участников дорожного движения о перевозке юных пассажиров. Имеется светозвуковая сигнализация.
  • У модели должны быть два запасных выхода.
  • Есть навигаторы и тахограф для контроля скорости.
  • В наличии – аптечка и два огнетушителя.

Ещё одно важное требование касается времени перевозки детей: поездка должна начаться не раньше 6.00 и завершиться до 23.00. Правда, есть и исключения – например, если в дороге случился непредвиденный форс-мажор или автобус направляется к вокзалу, аэропорту.

Особые требования предъявляются к сопровождающим, если поездка занимает больше 12 часов – например, во время путешествия между городами. В этом случае группу должен сопровождать медработник. А вот дошкольников в такие длительные переезды не отправляют – длительность маршрута для ребят, которым ещё не исполнилось семи лет, не должна превышать четырёх часов.

Всё это надо учитывать, продумывая маршрут, ведь скорость школьного автобуса не должна превышать 60 км/ч.