Ребенок боится отвечать на уроках – что делать?

Время чтения: 6 минут

Она из самых серьезных учебных проблем, с которой сталкиваются учителя и родители – боязнь школьной доски и устных ответов, которая у некоторых детей принимает характер устойчивой фобии. И вот что интересно: далеко не всегда это отстающие ученики. Нередко бывает, что школьник хорошо справляется с письменными заданиями, но когда педагогу вызывает его к доске – упорно молчит. Или пытается отвечать, но слова буквально из себя выдавливает.

Такие дети не тянут руку, даже если могут без труда справиться с задачей или знают ответ на вопрос учителя. Они стараются избегать устных ответов, не участвуют в викторинах и других игровых активностях.

Естественно, что такая ситуация ведет к возникновению проблем. И дело не только в низких оценках. У ребенка падает интерес к школьным занятиям, поскольку в то время, когда другие ребята активно включаются в образовательный процесс, он «отсиживается в кустах». Страдает и самооценка, ведь похвалы и другие образовательные бонусы получают активно отвечающие на уроках. В критических случаях ребенок вообще начинает боятся школы, поскольку испытывает дискомфорт на уроках, а дома... А дома его ожидает недоумение, недовольство родителей, а то и вовсе взбучка.

СОДЕРЖАНИЕ

Почему не работает метод «выучи и ответь»?

К сожалению, родители зачастую выбирают простейшую стратегию «помощи»: отругать, пристыдить, потребовать «взяться за ум» и «учиться лучше». Но ребенок сидит за уроками до глубокой ночи – а из школы опять приносит «тройку» (если учителю удалось вытянуть хоть несколько фраз) или «двойку».

Некоторые родители начинают плотно контролировать выполнение домашних заданий, заставляют ребенка пересказывать им параграфы, отвечать на вопросы, читать стихотворения. Но у доски знания словно улетучиваются!

Психологи нашли ответ на этот вопрос. Дело в том, что причиной молчания у доски далеко не всегда становится недостаточное знание предмета. Можно сказать, что, если «корень зла» в низкой подготовке – это проблема относительно легко решаемая. По крайней мере, понятно, в каком направлении двигаться. Но у боязни устных ответов могут быть и другие причины.

Почему же ребенок боится отвечать у доски?

Чтобы понять, что делать в этой ситуации, какую стратегию помощи выбрать, нужно сначала выявить первопричину неудач, раз за разом подстерегающих ребенка у классной доски. Вот типичные причины, мешающие отвечать на уроках:

  • Страх неудачи. Проблема характерна прежде всего для детей, ощущающих неуверенность, робких по складу характера, страдающих от заниженной самооценки. Даже зная ответ, школьник опасается продемонстрировать знания. Боязнь провала может подпитываться авторитаризмом родителей: «А вдруг я сейчас плохо отвечу, и мне опять влетит?» Кстати, слово «опять» не случайно. Чем чаще ребенок терпит фиаско у доски, тем сильнее укореняется фобия перед устными ответами.
  • Страх перед конкретным педагогом. Ребенок банально боится учителя! Эта ситуация часто возникает в классах, где преподают авторитарные люди, резко критикующие отстающих, стыдящие, унижающие учеников. И если в средней и старшей школе нетрудно заметить, что ребенок превращается в молчуна только на одном из предметов, а на других уроках отвечает достаточно бойко, то в младших классах парализующий страх перед учителем – крайне серьезная проблема. Родителям-то сравнить не с чем: педагог один, на всех уроках одна и та же картина, успехов ребенка они не видят… Да и сам ребенок, вот в чем беда, ощущает себя неудачником.
  • Дефекты речи. Это тоже ситуация, с которой прежде всего сталкиваются младшеклассники, хотя иногда от нее страдают и дети более старшего возраста – например, заикающиеся. Проблема, как и предыдущие, носит накопительный характер: чем дольше ребенок находится под прессом неудач, тем сложнее ему будет обрести уверенность в себе.
  • Травмирующая обстановка в классе. Если со стороны одноклассников по какой-то причине раздаются насмешки в то время, когда вызывают конкретного ученика, у него очень быстро пропадет желание отвечать. Хуже всего, когда возникает негативная синергия от действий критикующего учителя и детей: педагог распекает за неправильно решенную задачу или «глупый ответ», школьники веселятся всем классом – и ребенок выбирает стратегию отсиживаться, не выходить к доске, а если уж вызвали – молчать, как партизан.

Советы психолога: как помочь ребенку обрести уверенность

Психологи, работающие со школьниками-молчунами, выработали следующие рекомендации:

  • Прежде всего, родителям необходимо выявить причину, по которой ребенок теряется у доски и боится отвечать на вопросы учителя.
  • Следующий этап – устранение травмирующего фактора. Например, если у ребенка дефекты речи – подключить логопеда, если он страшится педагога или испытывает буллинг со стороны одноклассников – возможно, задуматься о переводе в другую школу. Не исключено, что подправить свое поведение придется самим родителям – скажем, снизить планку требований, из-за которых ребенок боится недостаточно хорошо ответить на уроке.
  • Необходимо использовать и психологические техники, способствующие борьбе со страхом, паникой в момент вызова к доске (у паники, кстати, вполне конкретные физические проявления – вплоть до дрожи и озноба).
  • Полезно будет «прокачать» ораторские способности ребенка. Существуют методики, способствующие формированию навыков красивой и уверенной публичной речи. Есть и техники, помогающие справиться с волнением, взять себя в руки, научиться не теряться перед заковыристыми вопросами аудитории, спокойно реагировать на разнообразные эмоциональные реакции зала… и даже ими управлять! Такие навыки существенно повысят конкурентоспособность юного человека и пригодятся во взрослой жизни.
  • Обязательная часть психологической работы – укрепление самооценки. Как уже говорилось, неудачи оставляют свой след в психике, и формируя хроническое чувство неуверенности. Один из способов решения проблемы – достижение успехов во внешкольной деятельности. Например, ребенка можно записать в театральную студию, научный кружок, посещать с ним мастер-классы – главное, чтобы он не ощущал давления и смог раскрепоститься. Научившись получать удовольствие от побед в доброжелательной обстановке, ребенок перенесет это чувство и в школу: ведь на уроке тоже можно выступить с блеском.

И помните: на всех этапах ребенок должен ощущать вашу поддержку. Ведь ваша задача – не наказать его за плохие ответы, а по-настоящему помочь.

А может, вы и сами сталкивались с глоссофобией?

Скорее всего: ведь с этой фобией – боязнью публичных выступлений – никогда не были знакомы лишь 5% человечества. А 95% взрослых людей время от времени (а то и постоянно) испытывают как минимум дискомфорт, когда выходят на сцену, трибуну, выступают перед аудиторией.

Не будет преувеличением сказать, что во многих случаях сильная глоссофобия, когда человек испытывает не просто волнение перед выступлением, а панические атаки, формируется в детстве – у той самой школьной доски.

Вот почему так важно помочь ребенку научиться смело, азартно, с удовольствием отвечать на уроках, а также контролировать свои эмоции во время публичного выступления, отвечать четко и ясно. Эта способность пригодится и в вузе: на семинарских занятиях и экзаменах. А вот если ребенок перенесет зародившуюся в школе глоссофобию в студенческую жизнь – мимо него пройдут конференции, интересные образовательные проекты, да и само обучение будут вызывать трудности.

Большую роль ваша помощь, оказанная ребенку, сыграет и в его будущей карьере. Умение говорить спокойно, уверенно, способность завладеть вниманием аудитории и донести свою мысль повышает конкурентоспособность и открывает широкие карьерные дороги.

Хотите получать полезный контент про воспитание и обучение детей?
Подпишитесь на нашу рассылку (без спама и рекламы)

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.