Что такое функциональная грамотность и почему читать, считать, писать — не значит понимать и применять?

Время чтения: 7 минут

Вряд ли вы найдёте сейчас человека, который вместо подписи ставит в документах крестик и не способен прочитать надпись на этикетке. Мы живём в мире тотальной грамотности, где даже самые отстающие школьники худо-бедно получают набор элементарных знаний, укладывающийся в понятие «ликбез». Проблема в том, что в современном мире банального умения «буквы разные писать, вычитать и умножать» недостаточно уже даже для ученика младших классов! И дело не в объёме знаний, а в способности применять их для решения практических и нестандартных задач.

Для успешного будущего ребёнку необходима грамотность функциональная — а это понятие намного более сложное и объёмное, нежели обычная базовая, или формальная грамотность. Что же это такое и почему проблемы развития функциональной грамотности стоят во главе угла современной педагогики?

СОДЕРЖАНИЕ

Очень страшный Пушкин и неделимая пицца

Итак, функциональная грамотность — это способность использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных задач в различных областях, причём на метапредметном уровне — то есть при необходимости применяя информацию, полученную из различных образовательных сфер и источников. В данное понятие также входит способность использовать анализ, синтез, оценку достоверности и другие логические навыки, лежащие в основе критического мышления.

Ух, как мудрено! Тут и родителю впору испугаться, а потянет ли ребёнок этакую премудрость? Ну что ж, давайте разбираться на простых примерах.

Вот трёхлетняя Катя. Она бодро считает перед гостями до ста без единой запинки. А потом — от ста до одного, в обратном порядке! Родители, бабушки и дедушки очень гордятся. Но когда девочку просят пересчитать яблоки на столе — она не понимает, чего от неё хотят...

А вот семилетний Боря. Он оттарабанил таблицу умножения, мама довольна. Но почему же Боря не может решить задачу, в которой надо подсчитать, сколько тетрадок у пяти ребятишек, если у каждого есть по пять штук?

Теперь познакомимся с Аней, которая без проблем решает в классе задачи с дробями и с процентами. Но попросите её отрезать от пиццы один кусок размером в четверть и второй кусок размером в 25% — и эти навыки ей не помогут. А если вы спросите её, какой кусок будет больше.... Бедная Аня! Ну нереально сложная задача. (Мама Ани, кстати, тоже в ступоре).

А это старшеклассник Петя, легко щёлкающий на каждом уроке уравнения и приносящий домой отличные оценки. Но на олимпиаде его ждёт фиаско: привычные шаблоны, в которые он привык подставлять формулы, почему-то не подходят...

Всё это — примеры базовой математической грамотности, так и не переросшей в функциональную.

Или давайте посмотрим, как применяются навыки чтения теми детьми, что овладели формальной грамотностью. Ситуация типичная: ребёнок бегло читает и пересказывает текст, легко учит наизусть длиннющие стихи... К чему придраться? Вроде бы не к чему. Но начинаешь задавать вопросы о том, что он прочитал, кто герой произведения — и ловишь взгляд, наполненный слезами. В глазах малыша страдание и непонимание: «Ну чего вы от меня хотите?»

Дальше — хуже. Детям, в которых вложена только базовая грамотность, с каждым годом учиться становится всё труднее. У множества школьников не только начальной школы, но и средних и старших классов (да что там — и у многих взрослых!) напрочь отсутствует способность понимания текста. И это, как ни парадоксально, не мешает им переходить из класса в класс, поскольку удовлетворительную оценку поставят и за пересказ параграфа. Откровенно говоря, на пересказах и чтении скачанных из сети докладов во многих школах вполне можно ходить в хорошистах и даже отличниках...

А потом в интернете смеются над «удалыми кибитками», которые бомбят каких-то пушистых зверьков и вполне серьёзно обсуждают, а не слишком ли сложен Пушкин для нынешних детей?

Не цель, а инструмент

Проблема развития функциональной грамотности школьников стоит сейчас очень остро. К сожалению, как учителя, так и родители далеко не всегда осознают важность приобретения школьниками не формальных, а функциональных компетенциям.

К тому же возникает вопрос: а как оценивать результаты, особенно в межпредметной сфере? Ответ есть. Существуют международные методики, направленные именно на оценку функциональной грамотности учащихся — например, задания PISA, при прохождении которых требуется подключать и логику, и критическое мышление, и банальный здравый смысл. Существуют и другие системы проверки, — например, PIRLS и TIMSS.

Но самое главное — это понимание педагогами и родителями, что приобретение школьниками знаний — не самоцель. Знания и навыки всего лишь функции, инструменты, которыми нужно ещё и уметь пользоваться.

Тут, кстати, большую роль отношение родителей к школьным успехам своих чад. Давайте откровенно: многие мамы и папы считают главным критерием успешности оценки. Ближе к выпуску добавляется «натаскивание» (чего стоит само словечко!) на ЕГЭ. А может, это и правда главное в школе? Есть ли вообще у этой функциональной грамотности реальная польза с точки зрения инвестиций в будущую успешность личности?

Функциональная грамотность и успешность

Формирование функциональной грамотности — гораздо более сложный процесс, чем обучение чтению, письму, чем накопление знаний и зазубривание формул. К числу навыков, которые приобретаются в процессе овладения функциональной грамотностью, относятся такие умения, как:

  • работать с информацией;
  • применять знания на практике;
  • устанавливать межпредметные связи;
  • критически оценивать данные и отбирать нужное;
  • делать самостоятельные выводы;
  • использовать знания не только в учебных, но и в различных ситуациях, выходящих за рамки школьной программы.

В итоге же от уровня развития функциональной грамотности зависит раскрытие потенциала человека, развитие креативности и способности мыслить. В прямой связи находятся и способность к самообразованию, профессиональной мобильности — то, без чего немыслима успешность в динамично меняющейся реальности третьего тысячелетия.

Недостаточное же развитие функциональной грамотности приводит не только к низкой успеваемости в школе (порой, как уже говорилось, родителей вполне устраивают оценки детей, овладевших овладевших формальными навыками, — им кажется, что ребёнок вполне справляется с программой, и этого достаточно). основные проблемы, возникающие при отсутствии функциональной грамотности:

  • Привыкнув работать по шаблонам, учащиеся сталкиваются с проблемами при выполнении заданий, которые выходят за рамки привычного.
  • Полученные знания быстро забываются, так как ученик не видит их связи с практикой (широко известное «выучил, сдал, забыл»).
  • Неспособность работать с более-менее сложными текстами, выходящими за рамки бытовой речи.
  • Несформированность навыков логического мышления.
  • Торможение творческой активности.
  • Отсутствие познавательной мотивации, так как ребёнок просто не понимает, зачем он учится (ну разве что потому что так надо и чтобы получать оценки).

Многоликая функциональная грамотность

Чтение, письмо, счёт — это то, с чего начинается обучение. В дальнейшем структура образовательного процесса ветвится и расширяется, и, соответственно, расширяются и сферы функциональной грамотности. Сейчас к ней относят следующие компетенции:

  • Читательская грамотность, которая тесно связана с коммуникативной, — то есть способностью понимать то, что пишут и говорят другие люди, а также изъясняться таким образом, дабы поняли тебя самого.
  • Математическая грамотность, позволяющая применять соответствующие навыки как в смежных сферах (например, решая задачи по физике или химии), так и в жизни (к примеру, рассчитывая переплату по кредиту). С ней тесно соседствует, кстати, финансовая грамотность.
  • Естественнонаучная грамотность. Это способность анализировать ситуации, связанные с природными процессами (начиная с банального понимания, почему не стоит ставить в холодильник горячую кастрюлю).
  • Компьютерная грамотность. И это не умение нажимать на кнопки (дети сейчас, как говорится, уже рождаются со смартфонами в руках), а в первую очередь навыки работы с информацией.

Кстати о Пушкине. Ребёнок с хорошо развитой функциональной читательской грамотностью или поймёт по контексту, или спросит у взрослого, что это за кибитка с пушистыми браздами. А если у него ещё и развита функциональная компьютерная грамотность — «загуглит» сам.

Хотите получать полезный контент про воспитание и обучение детей?
Подпишитесь на нашу рассылку (без спама и рекламы)

Понравилась статья, расскажите о ней в своих соцсетях.