Повышенная учебная нагрузка даётся школьникам и родителям с трудом. Справиться даже с основными дисциплинами не всегда получается. А тут еще второй иностранный! Нужен ли второй язык в школе? Какие преимущества он дает, и можно ли отказаться от изучения навязываемого предмета?

Владение несколькими языками в прошлом было прерогативой знати и хорошо образованных людей. В современном мире говорить на двух-трех иностранных языках могут и вполне обычные индивиды. Так, среднестатистический европеец, как правило, помимо родного, владеет английским и еще одним языком. Изучение нескольких языков в школе – стандарт для Великобритании и большинства стран Западной Европы. А как обстоят дела в России? Каковы нормы изучения иностранных языков в современной школе? Обязательно ли изучение второго языка? Почему не все родители рады дополнительному иностранному?

Сегодня с вами Mrs. Britain, и мы говорим об изучении второго языка в школе.

СОДЕРЖАНИЕ

Второй иностранный в школе – обязательная часть программы или дополнительная нагрузка?

Второй иностранный язык начали изучать в российских школах совсем недавно. Нехватка ресурсов и квалифицированных педагогов не позволяла следовать требованиям ФГОС, согласно которым второй язык – обязательный предмет. После публикации в 2019 году письма Минпросвещения «Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"» ситуация сдвинулась с мертвой точки. Школы изыскивали возможности и добавляли дисциплину в учебные планы. Однако, преподавателей было по-прежнему катастрофически недостаточно, а программы оставались откровенно "сырыми".

Введение второго языка не везде было принято на ура, качество обучения оставляло желать лучшего, родители и дети жаловались на ненужную, по их мнению, дополнительную нагрузку.

С 2022 года в образовательные стандарты ввели изменения. Согласно новым правилам, обучение второму иностранному в основной школе осуществляется по заявлению родителей и при наличии у школы возможностей для обеспечения необходимых условий.

Зачем изучать второй иностранный язык?

Согласно последним исследованиям, изучение нескольких языков благотворно влияет на развитие мозга ребенка в целом.

В век интернационализации, когда знание английского для любого специалиста подразумевается по умолчанию, владение вторым иностранным может дать серьезные преимущества. Вопрос "изучать ли?" не стоит, большинство родителей приветствуют введение нового предмета.

В списке основных плюсов изучения второго иностранного языка в школе можно выделить следующие:

  • Дети расширяют свой кругозор и знакомятся с культурой изучаемого языка;
  • Растет уверенность в себе;
  • Ребенок открывает для себя опции, о которых даже не задумывался ранее – обучение за рубежом, языковые лагеря и прочее;
  • Увеличивается объем запоминаемой информации;
  • Появляются новые возможности для высшего образования;
  • Повышаются шансы построить успешную карьеру в будущем.

Как правило, дети с энтузиазмом берутся за второй язык. Во-первых, учеников привлекает новизна. Во-вторых, большинству учеников предмет даётся легко – требования ко второму языку обычно ниже, чем к основному иностранному. Детям нравится заниматься по красочным учебникам, пользоваться карточками с рисунками. По большому счёту – это возможность приоткрыть дверь в некий новый мир, одним глазом взглянуть на другую культуру. Для многих ребят знакомство не перейдёт на более глубокий уровень, но сможет расширить их кругозор. Ну а те, кто всерьез увлечется, смогут продолжить изучение второго иностранного с репетитором или на курсах.

Подводные камни

Несмотря на то, что польза от изучения второго иностранного языка очевидна, не все родители рады изменениям в учебном плане. Противники нововведения считают, что дети итак чрезмерно нагружены. Для многих обучающихся справиться с основными предметами и домашними заданиями уже непосильная задача, а тут еще второй язык!

Не у всех есть способности к гуманитарным предметам. Ученики классов с физико-математическим и биолого-химическим уклоном предпочли бы сфокусироваться на профильных дисциплинах.

Есть мнение, что изучение второго языка, когда еще не сформировалась должная база по первому, может вызвать путаницу. Грамматика, особенности фонетики, похожие по звучанию слова – ребенок перескакивает с одного языка не другой и в итоге не выучивает как следует ни один из них.

Мнение родителей

Мы попросили родителей современных школьников поделиться мнением о том, стоит ли вводить второй иностранный в школе. Большинство респондентов положительно относятся к перспективе учить еще один язык в старших классах.

Так, Ирина, мама семиклассницы Натальи, ответила, что для дочери второй язык просто необходим. Семья рассматривает возможность отправить девочку на учебу в Европу, и знать второй иностранный просто необходимо для поступления в государственные вузы.

Ольга, сын который Артем заканчивает пятый класс, высказала пожелание, чтобы учителя адаптировали занятия вторым иностранным и уделяли больше внимания вопросам страноведения, т.е. скорее знакомили детей с культурой и обычаями, а язык изучали на самом простом, бытовом уровне. Ольга считает, главной задачей должно быть расширение кругозора, а не зазубривание новых слов.

Но есть и недовольные новыми положениями об образовании. Родительница близняшек Анна заявила, что предпочла бы отказаться от изучения второго иностранного и ограничилась только английским для своих сыновей. Мальчики не любят учиться и заставать ребят зубрить еще один язык женщине просто не под силу. Придется нанимать репетиторов, а это дополнительная финансовая нагрузка для семьи.

Резюме

Изучать второй язык в школе, безусловно, стоит. Школа и педагоги играют решающую роль в выборе формата преподавания второго языка. Важно использовать разные подходы в зависимости от учебной нагрузки и способностей детей, чтобы изучение дополнительного предмета приносило пользу и было в радость.

Всегда ваша,
Mrs. Britain